КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН

СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 

"07" декабря 2016 г.                                                                                                  № 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам экспертизы  проекта решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов»

1. Общие положения

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), пункта 2 статьи 29 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе», утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 26.09.2013 г. № 247 (с изменениями) (далее – Положение о бюджетном процессе), подпункта 2 пункта 8.1. Положения "О Контрольном органе Сысертского городского округа», утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 29.09.2011 г. № 427 (с изменениями), распоряжения председателя Контрольного органа от 25.11.2016 г. № 60 «О проведении экспертизы проекта решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов», Контрольным органом Сысертского городского округа (далее Контрольный орган) проведена экспертиза проекта решения ДумыСысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов», по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 49 Положения о бюджетном процессе, бюджет Сысертского городского округа сформирован на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов.

При подготовке заключения на проект решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов» (далее - проект бюджета на 2017 год, проект решения) Контрольный орган учитывал необходимость реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012г., положений, содержащихся в Бюджетном послании Губернатора Свердловской области Законодательному собранию Свердловской области от 17.10.2016г. (опубликовано на сайте Правительства Свердловской области[1]), прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, утвержденного постановлением Администрации Сысертского городского округа от 24.11.2016 г. № 3189 (далее – Администрация городского округа).

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Положения о бюджетном процессе основные направления бюджетной политики и налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Сысертском городском округе представлено Главой Сысертского городского округа в Думу Сысертского городского округа 10.10.2016 года.

Следует отметить, что решением Думы Сысертского городского округа (далее – Дума городского округа) от 27.10.2016 г. № 565 «Об особенностях составления и утверждения проекта бюджета Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы и приостановлении действия отдельных статей Положения о бюджетном процессе утверждено:

  1. Приостановить до 1 января 2020 года:
  2. действие пункта 2 статьи 48, пункта 6 статьи 49, пункта 1 статьи 51 Положения о бюджетном процессе, в отношении срока предоставления в Думу Сысертского городского округа проекта решения о бюджете Сысертского городского округа и основных документов и материалов к указанному проекту.
  3. Установить, что срок внесения Главой Сысертского городского округа на рассмотрение в Думу Сысертского городского округа проекта решения о бюджете не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Проект решения внесен Главой Сысертского городского округа в Думу городского округа 24.11.2016 г., то есть в срок, установленный пунктом 2 выше указанного решения Думы городского округа.

  Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом бюджета, соответствует требованиям статьи 184.2. БК РФ и пункту 2 статьи 51 Положения о бюджетном процессе.

В ходе экспертизы проекта бюджета установлено, что в «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе», утвержденное решением Думы Сысертского городского округа от 26.09.2013 № 247 (с изменениями от 26.06.2014 г. № 369) не внесены изменения, осуществленные Федеральными законами от 28.06.2014 г. № 183-ФЗ, от 04.10.2014 № 283-ФЗ, от 22.10.2014 г. № 311-ФЗ, от 03.11.2015 г. № 301-ФЗ, от 29.12.2015 № 406-ФЗ,от 15.02.2016 № 23-ФЗ,от 03.07.2016 № 345-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Согласно статье 1 «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе» бюджетное устройство и бюджетный процесс в Сысертском городском округе регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом Сысертского городского округа, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, муниципальными правовыми актами.

На основании выше изложенного, Контрольный орган рекомендует привести «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе» в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Прогноз социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, одобренный постановлением Администрации Сысертского городского округа от 24.11.2016 г. № 3189, разработан на основе сценарных условий функционирования экономики Свердловской области на 2016-2018 годы, анализа сложившейся ситуации социально-экономического развития Сысертского городского округа за 2014 год, 9 месяцев 2016 года с учетом оценки ожидаемых результатов 2016 года с применением индексов-дефляторов по Свердловской области на 2017-2019 годы.

По данным прогноза социально-экономического развития на 2017-2019 годы планируется:

1) снижение объемов поступлений по единому налогу на вмененный доход в связи с применением патентной системы налогообложения;

2) уменьшение доходов по налогу на землю по причине изменения кадастровой стоимости земельных участков;

3) снижение объема доходов по налогу на имущество физических лиц, в связи с планируемым переходом на изменение налоговой базы (кадастровой стоимости объектов недвижимости) и применения налоговых вычетов;

4) снижения объема начислений налога на доходы физических лиц.

         Основные характеристики местного бюджета за период с 2013 по 2017 годы представлены в таблице 1.

                                                                                                                                Таблица 1

                                                                                                                  (тыс. руб.)

Наименование показателя

Исполнение по годам

2016 год

(Решение

№ 571 от 01.12.16 г.)

Проект бюджета на 2017

Плановый период

2013 год

2014 год

2015 год

2018 год

2019 год

Доходы

1 660 464,5

1 476 307,0

2 005 891,4

1 703 600,5

1 684 848,2

1 736 796,1

1 729 157,4

Расходы

1 704 981,6

1 531 319,7

2 162 979,2

1 717 138,9

1 669 148,2

1 700 396,1

1 689 157,4

Дефицит*

44 516,6

55 012,7

157 087,8

13 538,4

-15 700,0

-36 400,0

-40 000,0

Размер дефицита в %

23,6

11,3

38,7

3,0

     

* - с минусом отражается превышение доходов над расходами (профицит), с плюсом дефицит

Динамика основных характеристик местного бюджета на 2017 год характеризуется снижением основных показателей к уровню 2016 года. Так, доходы бюджета в 2017 году прогнозируется уменьшить на 1,1%, к уровню 2016 года, расходы на 2,8%.

Бюджет на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов структурно сформирован на основе муниципальных программ Сысертского городского округа.

Основную долю в расходах местного бюджета составит социальная сфера, на долю которой приходится более 86,4 % всех расходных обязательств местного бюджета.

Проект местного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 года сформирован с учетом частичного погашения ранее полученных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации за счет доходных источников: в 2017 году в объеме 15 700,0 тыс. руб., в 2018 году в объеме 36 400,0 тыс. руб. и в 2019 году – 40 000,0 тыс. рублей.

Верхний предел муниципального долга Сысертского городского округа по состоянию:

- на 1 января 2018 года уменьшается с 130 000,0 тыс. руб. до 110 000,0 тыс. руб., расходы на его обслуживание составят 100,0 тыс. руб.;

- на 1 января 2019 года уменьшается с 110 000,0 тыс. руб. до 90 000,0 тыс. руб., расходы на его обслуживание составят 100,0 тыс. руб.;

- на 1 января 2020 года уменьшается с 90 000,0 тыс. руб. до 50 000,0 тыс. руб., расходы на его обслуживание составят 100,0 тыс. рублей.

При проверке соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним, БК РФ и иным нормативным правовым актам установлено, что формирование проекта местного бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов осуществлено в соответствии с положениями БК РФ и с Положением о бюджетном процессе.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при подготовке проекта бюджета в полной мере выполнены требования, установленные статьей 184.1 БК РФ:

- содержатся основные характеристики бюджета на очередной финансовый год;

- определен перечень главных администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;

- бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;

- бюджетные ассигнования распределены в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;

- определен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2017 году – 150 098,0 тыс. руб., в 2018 году – 150 086,0 тыс. руб., в 2019 году – 142 438,0 тыс. руб.;

         - предусмотрен размер резервного фонда Администрации Сысертского городского округа на 2017 - 2019 года в сумме 6 000,0 тыс. руб., или 0,36 %, 0,35% и 0,36% общего годового объема расходов бюджета, что не превышает ограничение, установленное статьей 81 БК РФ (не более 3% общего объема расходов бюджета);

- предусмотрен объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Сысертского городского округа на 2017 год в сумме 20 681,0 тыс. руб., что на 20,9 %, меньше 2016 года (2018 год – 20 018,0 тыс. руб., 2019 год – 21 744,0 тыс. руб.);

- определен источник финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- определен верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2018 г. - 110 000,0 тыс. руб., на 01.01.2019 г. – 90 000,0 тыс. руб., на 01.01.2020 г. – 50 000,0 тыс. руб. (в их числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям – 0 тыс. руб.), с соблюдением ограничений, установленных ст. 107 БК РФ;

- предусмотрен объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2017-2019 годы по 100,0 тыс. руб. в год;

- определен предельный объем муниципального долга на 2017 год – 110 000,0 тыс. руб., на 2018 год – 90 000,0 тыс. руб., на 2019 год – 50 000,0 тыс. руб.;

- определен объем дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2017 год – 8 412,0 тыс. руб., на 2018 год – 6 730,0 тыс. руб., на 2019 год – 6 730,0 тыс. рублей.

Составление бюджета осуществлено в порядке, определенном БК РФ, группировка доходов и расходов – в соответствии с бюджетной классификацией бюджетной системы Российской Федерации, что соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.

Прогноз доходов местного бюджета сформирован по видам доходов.

Расходная часть бюджета сформирована на основе расходных полномочий по вопросам местного значения Сысертского городского округа.

Источники финансирования дефицита бюджета соответствуют бюджетному законодательству РФ, что подтверждает соблюдение принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ.

При составлении проекта местного бюджета реализованы права и исполнены обязанности органов местного самоуправления, предусмотренные принципом самостоятельности бюджетов:

- проект бюджета сбалансирован, составлен в соответствии с БК РФ;

- налоги и сборы, подлежащие зачислению в местный бюджет, установлены органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;

- самостоятельно установлены формы и направления расходования бюджетных средств в рамках ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством;

- исполнение расходных обязательств, установленных органами местного самоуправления и субъекта РФ (переданные полномочия), предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Объем предусмотренных расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, что соответствует принципу сбалансированности бюджета.

         Проект не предполагает увязывания расходов с определенными видами доходов, за исключением субсидий и субвенций, получаемых из областного бюджета, что соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.

2. Доходы бюджета городского округа

В соответствии со статьей 174.1 БК РФ установлено, что доходы бюджета прогнозируются на основе социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта о бюджете на рассмотрение представительного органа законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

При расчете доходов бюджета городского округа на 2017 год учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Свердловской области, вступающие в силу с 1 января 2017 года:

- действие спецрежима в виде ЕНВД продлено до 2020 года включительно (при формировании проекта бюджета городского округа на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 года учтена тенденция к снижению поступлений налога в связи с переходом налогоплательщиков на данный режим налогообложения);

- изменение в сторону уменьшения с 0,15485% в 2016 году до 0,15206% на 2017 год дифференцированного норматива отчислений в бюджет городского округа от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, исходя из зачисления в местные бюджеты 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области;

- в проекте бюджета налог на имущество физических лиц рассчитан исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества с учетом коэффициента-дефлятора, установленного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 г. № 772 в размере 1,329, следовательно, возрастет и налоговая база для расчета  налога за 2016 год к уплате в 2017 году;

- Федеральным закономот 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен мораторий на период с 2017 по 2020 год на изменение кадастровой стоимости земельных участков. 

Согласно представленных расчетов финансового органа, налоговые и неналоговые доходы бюджета округа на 2017 год рассчитаны на основании согласованной с Министерством финансов Свердловской области расчетной базы доходов, с учетом прогнозов главных администраторов доходов, а также с учетом коэффициента досчета, исчисленного исходя из динамики поступлений за ряд лет, и коэффициента ожидаемого роста поступлений.

В соответствии со статьей 160.1 БК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» прогнозирования поступлений доходов в 2017 году главными администраторами доходов местного бюджета осуществлялось на основании Методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет Сысертского городского округа.

Суммы межбюджетных поступлений из областного бюджета бюджету городского округа установлены в соответствии с проектом закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Бюджетная классификация в Приложениях 2, 3 проекта бюджета применена в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 65н (ред. от 12.10.2016 г.) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Статьями 61.2 и 62 БК РФ определены налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов к ним относятся:

Таблица 2

Налоговые доходы

Норматив (%)

Земельный налог

100

Налог на имущество физических лиц

100

Налог на доходы физических лиц

15

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

100

Единый сельскохозяйственный налог

100

Государственная пошлина

100

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

100

Неналоговые доходы

 

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

100

Доходы  от  сдачи  в  аренду  имущества, составляющего  казну  городских  округов за исключением земельных участков)

100

Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов

100

Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу

100

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов

100

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

55 (ФЗ от 03.12.2012 № 244-ФЗ (ред. от 24.11.2014)

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Нормативы, зачисляемые в местный бюджет от уплаты штрафов установлены ст.46 БК РФ)

Безвозмездные поступления

Размер устанавливается законом об утверждении бюджета субъекта РФ.

  В соответствии с пунктом 1 проекта бюджета предлагается утвердить объем доходов бюджета Сысертского городского округа  на 2017 год в сумме 1 684 848,2 тыс. руб., из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  – 1 061 642,2 тыс. рублей.


         Структура и динамика доходов бюджета в 2015-2017 годах приведена в таблице 3.

Таблица 3.

(тыс. руб.)

Виды доходов

Фактическое исполнение за 2015 год

Уд.вес, %

 бюджет на 2016 год в соответствии с решением Думы СГО от 24.12.2015г.

№495  (с изм.) на 01.11.2015 года

Уд. вес, %

Оценка ожидаемого исполнения на 2016 год (данные  финанс. Управле-ния)

Уд. вес, %

Предусмотрено проектом бюджета на 2017 год

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Налоговые и неналоговые доходы

670175,1

33,4

744103,0

43,8

726019

43,4

623206,0

37,0

В т.ч. Налоговые доходы, из них:

519389,7

25,9

598369,0

35,3

607032

36,3

541700,0

32,1

Налог на доходы физических лиц

333431,9

16,6

403637,0

23,8

406483

24,3

350711,0

20,8

Акцизы

21583,4

1,1

26131,0

1,5

28983

1,7

20681,0

1,2

Налог на совокупный доход

21680,3

1,1

29499,0

1,7

32054

1,9

32943,0

2,0

Налог на имущество физических лиц

19419,4

1,0

20479,0

1,2

20479

1,2

24225,0

1,4

Земельный налог

113754,3

5,7

110996,0

6,5

110996

6,6

103818,0

6,2

Госпошлина

9554,8

0,5

7627,0

0,4

8000

0,5

9322,0

0,6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам , сборам и иным обязательным платежам

-34,4

0

0

0

37

0

0

0

Неналоговые доходы

150785,4

7,5

145734,0

8,6

118987

7,1

81506,0

4,8

Безвозмездные поступления, в т.ч.

1335716,3

66,6

959497,5

56,2

946648

56,6

1061642,2

63,0

Дотации бюджетам

9094,0

0,5

4122,0

0,2

4122,0

0,2

8412,0

0,5

Субсидии 

747503,0

37,3

206427,2

12,2

200000,0

12,0

294313,7

17,5

Субвенции

566083,1

28,2

723400,7

42,2

716978,0

42,9

758916,5

45,0

Иные межбюджетные трансферты

17468,2

0,9

25547,6

1,5

25548,0

1,5

0

0

Прочие безвозмездные поступления

0

0

0

0

0

0

0

0

Возврат остатков субсидий и субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (КБК 219)

-4432,0

-0,2

0

0

0

0

0

0

Всего доходов

2005898,4

100

1703600,5

100

1672667,0

100

1684848,2

100

         По сравнению с бюджетом 2016 года в 2017 году прогнозируется уменьшение доходов бюджета городского округа на  18 752,7 тыс. руб. или на 1,1%.По сравнению с бюджетом 2016 года налоговые доходы уменьшатся на 56 669,0 тыс. руб. или на 9,5%, неналоговые доходы уменьшатся на 64 228,0  тыс. руб. или на 44,1%, безвозмездные поступления увеличатся на 102 144,7 тыс. руб. или на 10,6%.

         Налог на доходы физических лицв бюджете городского округа является основным источником доходов и занимает наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов – 20,8%, прогнозируется в сумме 350 711,0 тыс. руб.,по сравнению с бюджетом 2016 года меньше на 52 926,0 тыс. руб. или 13,1%.

         При расчете налога на доходы физических лиц применен коэффициент ожидаемого роста 1,021. На 2016 год в соответствии со ст.61.2 Бюджетного кодекса РФ (с изм. от 23.07.2013г. № 252-ФЗ) норматив отчислений в бюджет городского округа составляет 15%, в соответствии с Законом Свердловской области от 26.12.2011г. № 128-ОЗ «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» (с изменениями от 12. 10.2015г. № 99-ОЗ), единый норматив отчислений в местный бюджет составляет 1%. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности  частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджет Сысертского городского округа от налога на доходы физических лиц на 2017 год и составляют 27% (в 2016 году дополнительный норматив отчислений составлял 41%).

         Поступлениеналога на совокупный доходв 2017 году предусмотрено в сумме 32 943,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2016 года больше на 3 444,0 тыс. руб. или 11,7%, в связи с установлением единого норматива отчислений в местный бюджет от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 15%.

         Данная подгруппа доходов городского округа формируется за счет двух источников:

         - единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 100 %;

         - единого сельскохозяйственного налога по нормативу 100%.

         Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2017 год рассчитан с применением коэффициента - дефлятора 1,0.

         В проекте о бюджете на 2017 год прогноз поступлений налога на имуществофизических лиц составил 24 225,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2016 года больше на 3 746,0 тыс. руб. или 18,3%.

         Поступлениеземельногоналога в 2017 году предусмотрено в сумме 103 818,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2016 года меньше на 7 178,0 тыс. руб. или 6,5%.

Прогноз поступленийна 2017 годгосударственной пошлины и сборовв бюджет городского округа составляет 7 627,0 тыс. рублей.

       Неналоговые доходы предусмотрены к поступлению в сумме 81 506,0 тыс. руб.,по сравнению с бюджетом 2016 года меньше на 64 228,0 тыс. руб. или 44,1%.

       Основной причиной снижения налоговых и неналоговых доходов является изменение дополнительного норматива зачисления налога на доходы физических лиц, частично заменяющего дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности городского округа.

Источником формирования неналоговых доходов являются:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в сумме 39 599,0 тыс. руб.;

- платежи при пользовании природными ресурсами 708,0 тыс. руб.;

- доходы от оказания платных услуг 4 334,0 тыс. руб.;

- штрафы, санкции, возмещения ущерба 3 979,0 тыс. руб.;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 32 886,0 тыс. руб., в том числе доходы от продажи муниципального имущества 6 207,0 тыс. руб. (прогноз главного администратора доходов – Комитета по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа представленный Финансовому управлению 19.09.2016 г.).

В нарушение пункта 3 статьи 3 решения Думы городского округа от 28.05.2015 г. № 443 «Об утверждении положения «О порядке приватизации муниципального имущества Сысертского городского округа» не утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2017 год.

Безвозмездные перечисленияпроектом бюджета предусмотрены в сумме 1 061 642,2 тыс. руб., в том числе:

         - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 8 412,0 тыс. руб.;

         - субсидии 294 313,7 тыс. руб.;

       - субвенции бюджетам городских округов 758 916,5 тыс. руб., в том числе:

  • субвенции на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ 119 105,5 тыс. руб.;
  • субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 32 584,0тыс. руб.;
  • прочие субвенции бюджетам городских округов 607 227,0 тыс. рублей.

В приложении 4 к проекту бюджета предлагается утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Сысертского городского округа, что соответствует пункту 2 статьи 20 БК РФ, но следует отметить, что в пункте 58 данного приложения в качестве главного администратора доходов бюджета городского округа указано Управление Федеральной  миграционной службы по Свердловской области. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции переданы Министерству внутренних дел РФ.

3. Расходы бюджета городского округа

Формирование расходов бюджета городского округа на 2017 год осуществлялось с учетом следующих коэффициентов индексации:

- индексации размеров оплаты труда  работников бюджетной сферы;

- роста тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые муниципальным учреждениям.

- применения коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий Сысертского городского округа в размере 0,9 в соответствии с приказом Министерства финансов Свердловской области от 10.11.2016 г. № 438 «Об установлении коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий поселений, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Свердловской области, на 2017 год».

Объем расходов, предлагаемый к утверждению в Проекте, на 2017 год составит 1 669 148,2 тыс. руб., или 97,2 % к текущему финансовому году, 104,9% к первоначально утвержденному бюджету на 2016 год и 77,2% к исполнению бюджета по расходам за 2015 год.

          Структура и динамика расходов бюджета Сысертского городского округа в 2015 - 2017 годах приведена в таблице 4:

Таблица 4

(тыс. руб.)

код раздела

Наименование

раздела

Исполнено в 2015 году

Уд. вес, %

2016 год

(Решение от 01.12.2016г. № 571)

Уд. вес, %

Проект решения  на 2017 год

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

0100

Общегосударственные вопросы

101 318,0

4,7

121 892,5

7,1

96 044,9

5,8

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

5 760,1

0,3

7 867,9

0,5

7 990,0

0,5

0400

Национальная экономика

37 212,8

1,7

75 733,2

4,4

47 031,6

2,8

0500

Жилищно - коммунальное хозяйство

121 389,3

5,6

123 602,0

7,2

64 470,0

3,9

0600

Охрана окружающей среды

2 553,2

0,1

1 985,4

0,1

2 800,0

0,2

0700

Образование

1 581 800,2

73,1

1 064 687,3

62,0

1 115 626,7

66,8

1

2

3

4

5

6

7

8

0800

Культура, кинематография

129 931,8

6,0

127 684,2

7,4

155 252,0

9,3

1000

Социальная политика

167 690,6

7,8

176 278,7

10,3

163 333,0

9,8

1100

Физическая культура и спорт

12 291,5

0,6

14 727,7

0,9

14 000,0

0,8

1200

Средства массовой информации

2 994,5

0,1

2 580,0

0,2

2 500,0

0,1

1300

Обслуживание государственного долга и муниципального долга

37,2

0,0

100,0

0,0

100,0

0,0

 

ИТОГО

2 162 979,2

100

1 717 138,9

100

1 669 148,2

100

          По сравнению с бюджетом 2016 года (с изменениями), в 2017 году предусмотрено уменьшение расходов бюджета городского округа на 47 890,7 тыс. руб. или на 2,8%. Сравнительные данные указаны в таблице 5.

Таблица 5

код раздела

Наименование

раздела

2016 год

(Решение от 01.12.2016г. № 571)

в тыс. руб.

Проект решения  на 2017 год в тыс. руб.

Отклонения

в тыс. руб.

в %

1

2

2

4

5=4-3

6=4/3*100-100

0100

Общегосударственные вопросы

121 892,5

96 044,9

-2 5847,6

-21,2

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7 867,9

7 990,0

122,1

1,6

0400

Национальная экономика

75 733,2

47 031,6

-28 701,6

-37,9

0500

Жилищно - коммунальное хозяйство

123 602,0

64 470,0

-59 132,0

-47,8

0600

Охрана окружающей среды

1 985,4

2 800,0

814,6

41,0

0700

Образование

1 064 687,3

1 115 626,7

50 939,4

4,8

0800

Культура, кинематография

127 684,2

155 252,0

27 567,8

21,6

1000

Социальная политика

176 278,7

163 333,0

-12 945,7

-7,3

1100

Физическая культура и спорт

14 727,7

14 000,0

-727,7

-4,9

1200

Средства массовой информации

2 580,0

2 500,0

-80,0

-3,1

1300

Обслуживание государственного долга и муниципального долга

100,0

100,0

0,0

0,0

 

ИТОГО

1 717 138,9

1 669 148,2

-47 990,7

-2,8

В структуре общего объема расходов бюджета городского округа на 2017 год наибольший удельный вес занимают расходы по разделам образование, культура, социальная политика и физическая культура и спорт, объем которых в совокупности составит в расходах 2017 года – 86,8 % (1 448 211,7 тыс. руб.), 2016 года – 80,6% (1 383 377,9 тыс. руб.), 2015 года – 87,5 % (1 891 714,1 тыс. руб.), что подтверждает социальную направленность расходов местного бюджета.

Согласно представленной структуры и динамики расходов бюджета, в соответствии с приоритетами, определенными бюджетной политикой муниципального образования, более половины бюджетных расходов в 2017 году, как и прежде, будут направляться на обеспечение повышения качества жизни населения городского округа.

Преимущественный удельный вес в структуре расходов 2017 года составляют расходы на «Образование» - 66,8 %, с динамикой увеличения в сравнении с 2016 годом (ожидаемое) + 4,8 %, «Культура и кинематография» - 9,3 %, с динамикой увеличения в сравнении с 2016 годом (ожидаемое) + 21,6 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 3,8 % , с динамикой снижения  в сравнении с 2016 годом (ожидаемое) – 47,8 %.

Одним из приоритетов проводимой бюджетной политикой городского округа в среднесрочной перспективе должно стать повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг. В Сысертском городском округе из 93 муниципальных учреждений имеют статус:

- бюджетных 17 учреждений, что составляет 18,3 % от общего количества учреждений;

- автономных 54 учреждения, что составляет 58,1 % от общего количества учреждений;

- казенных 22 учреждения, что составляет 23,6 % от общего количества учреждений.

В составе расходов бюджета предусмотрены субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг.

Уменьшение расходов бюджета городского округа в основном связано с применением коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий Сысертского городского округа в размере 0,9 в соответствии с приказом Министерства финансов Свердловской области от 10.11.2016 г. № 438 «Об установлении коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий поселений, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Свердловской области, на 2017 год».

В разрезе главный распорядитель бюджетных средств данные представлены в таблице 6.

Таблица 6

 

Главный распорядитель бюджетных средств

2016 год

(Решение от 01.12.2016г. № 571)

в тыс. руб.

Проект решения  на 2017 год в тыс. руб.

Отклонения

 

в тыс. руб.

в %

1

2

3

4

5

6

901

Администрация городского округа

509 437,4

377 686,5

-131 750,9

-25,9

906

Управление образования

1 016 117,8

1 064 788,7

+48 670,9

4,8

1

2

3

4

5

6

908

Управление культуры

172 364,7

206 505,0

+34 140,3

19,8

912

Дума городского округа

3 445,0

3 435,0

-10,0

-0,3

913

Контрольный орган

2 961,0

3 100,0

+139,0

4,7

919

Финансовое управление

12 813,0

13 633,0

+820,0

6,4

 

Итого расходов

1 717 138,9

1 669 148,2

- 47 990,7

-2,8

        

В соответствии со статьёй 172 БК РФ Проект сформирован в программной структуре расходов на основе девятнадцати муниципальных программ. Объём бюджетных ассигнований, направленный на исполнение программ в 2017 году составит 1 587 921,7 тыс. рублей. Таким образом, программная часть расходов бюджета в 2017 году составит 95,1%, то есть их доля стабильна и сопоставима с уровнем 2015 года (94,8 %) и 2016 года (93,5%).

Для достижения поставленных целей и ожидаемых результатов все муниципальные программы сформированы на долгосрочную перспективу – до 2020 года. Новые программы на 2017 год не утверждались. Статьей 179 БК РФ предусмотрена возможность ежегодного уточнения параметров финансового обеспечения реализации муниципальных программ в рамках процедур формирования и утверждения бюджета, которая и реализована в Проекте.

4. Дефицит местного бюджета

Проектом предусмотрено формирование местного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов с учетом частичного погашения ранее полученных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации за счет доходных источников: в 2017 году в объеме 15 700,0 тыс. руб., в 2018 году в объеме 36 400,0 тыс. руб. и в 2019 году – 40 000,0 тыс. рублей.

Состав источников финансирования дефицита соответствует статье 96 БК РФ и включает в себя кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации.

В соответствии с приложением 17 к проекту бюджета, главным администратором источника финансирования дефицита бюджета является - Финансовое управление Администрации Сысертского городского округа.

Динамика и структура источников внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2015 – 2017 годах приведена в таблице 7.

Таблица 7

(тыс. руб.)

Виды источников

2015 год

2016 (на 01.12.2016г)

2017 год проект

2018 год проект

2019 год проект

Дефицит бюджета***

129 000,0

13 538,4

-15 700,0

-36 400,0

-40 000,0

Соблюдение ограничений (% к общей сумме доходов без учета безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, и за счет остатков средств на счетах по учету средств бюджета)

29,1

3,0

0,0

0,0

0,0

Источники финансирования дефицита бюджетов - всего

157 087,8

13 538,4

-15 700,0

-36 400,0

-40 000,0

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*

129 000,0

100,0

-15 700,0

-36 400,0

-40 000,0

Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации

129 000,0

21 400,0

35 600,0

20 000,0

0,00

Погашение бюджетами городских округов кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в валюте Российской Федерации

0,0

-21 300,0

-51 300,0

-56 400,0

-40 000,0

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета**

14 489,6

13 438,4

0,00

0,0

0,0

Увеличение прочих остатков денежных средств  бюджетов городских округов

-13 085,6

-1 718 369,0

-1 720448,2

-1 756 796,1

-1 729 157,4

Уменьшение прочих остатков денежных средств  бюджетов городских округов

27 575,2

1 731 807,4

1 720448,2

1 756 796,1

1 729 157,4

*- с минусом отражается погашение долговых обязательств, с плюсом получение заемных денежных средств.

**- с минусом отражается увеличение остатков, с плюсом уменьшение остатков.

*** - с минусом отражается превышение доходов над расходами (профицит), с плюсом дефицит

В соответствии с приложением 13, 14 к проекту решения, Программой муниципальных внутренних заимствований на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годы утвержден перечень внутренних заимствований в виде перечня всех внутренних заимствований с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (в соответствии со статьей 110.1 БК РФ):

- планируется погашение основной суммы долга кредитов, ранее полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в валюте Российской Федерации в 2017 году – 51 300,0 тыс. руб., в 2018 году – 56 400,0 тыс. руб., в 2019 году - 40 000,0 тыс. руб.;

- бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на пополнение остатков средств на счетах бюджетов городских округов планируется в 2017 году – 35 600,0 тыс. руб., в 2018 году – 20 000,0 тыс. руб.

В источниках финансирования дефицита бюджета предусмотрено погашение кредитов полученных на строительство дошкольных образовательных учреждений, по которым в 2017 году необходимо оплатить 51 300,0 тыс. руб., в 2018 году – 76 400,0 тыс. рублей.

Программа муниципальных внутренних заимствований на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годы не предусматривает предоставление муниципальных гарантий, в связи со значительным уровнем долговой нагрузки на бюджет городского округа.

Виды и суммы заимствований соответствуют видам и суммам источников финансирования дефицита местного бюджета.

Объем муниципальных внутренних заимствований не превышает сумму, направляемую на финансирование дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств, что соответствует положениям статьи 106 БК РФ.

5. Муниципальный долг

  Проектом решения предельный объем муниципального долга Сысертского городского округа предлагается утвердить на 2017 год в сумме 110 000,0 тыс. руб., что составит по отношению к 2016 году 84,6%. При этом объем муниципального долга составит в 2017 году – 27,85 %, общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (статья 107 БК РФ), что не превысит установленный предел.

Расходы на обслуживание муниципального долга составят 100,0 тыс. руб., что не превысит ограничения, установленные статьей 111 БК РФ.

         В соответствии с пункта 1.6. проекта бюджета верхний предел муниципального долга предлагается установить по состоянию на 01.01.2018г. в сумме 110 000,0 тыс. руб., на 01.01.2019 г. в сумме 90 000,0 тыс. руб., на 01.01.2020 г. – 50 000,0 тыс. руб., с соблюдением ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Верхний предел муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям на 01.01.2018 г., на 01.01.2019 г. и на 01.01.2020 г. составит 0,0 тыс. рублей.

         Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости Сысертского городского округа в 2013-2017 годах приведены в таблице 8.

Таблица 8

(%)

Наименование показателя

Исполнение

Первоначально утвержденный бюджет

на 2015 год

(Решение Думы от 03.12.2014

№ 404)

Первоначально

утвержденный бюджет на 2016 год

(Решение Думы

от  24.12.2015

№ 495)

Проект на 2017 год

Норма БК РФ

2013

год

2014

год

2015

год

Отношение муниципального долга Сысертского городского округа  к доходам местного бюджета

0,0

0,0

0,0

0,0

30,0

27,9

50

Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

15

Анализ показателей объемов заимствований и муниципального долга на 2017 год показывает его соответствие ограничениям, установленным БК РФ.

6. Выводы и предложения

1. Контрольный орган рекомендует привести «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе» в соответствие с действующим законодательством.

2. Утвердить Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2017 год.

  3. Контрольный орган считает, что проект решения «О бюджете Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, экономически обоснован, достоверен, сбалансирован, соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики Сысертского городского округа на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и предлагает Думе городского округа рассмотреть и принять (утвердить) представленный проект решения «О бюджете Сысертского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Председатель Контрольного органа

Сысертского городского округа                                                           С.Л. Банникова