КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН

СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


«12» декабря 2017 г.                                                                                                 № 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам экспертизы  проекта решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов»

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), пункта 2 статьи 31 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе», утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 27.04.2017 г. № 598 (далее – Положение о бюджетном процессе), подпункта 2 пункта 8.1. Положения «О Контрольном органе Сысертского городского округа», утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 29.09.2011 г. № 427 (с изменениями), распоряжения председателя Контрольного органа от 21.11.2017 г. № 45 «О проведении экспертизы проекта решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов» проведена экспертиза проекта решения ДумыСысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов», по результатам которой подготовлено настоящее заключение.

1. Общие положения

1.1. Содержание проекта решения и его оформление, а также перечень документов представленных одновременно с проектом бюджета, соответствует требованиям статьи 184.1., 184.2. БК РФ и статьям 52 и 53 Положения о бюджетном процессе.

1.2. При подготовке заключения на проект решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов» (далее - проект бюджета на 2018 год, проект решения) Контрольным органом был рассмотрен прогноз социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, утвержденный постановлением Администрации Сысертского городского округа от 16.11.2017 г. № 527 (далее – Администрация городского округа), а так же основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в Сысертском городском округе, утвержденный решением Думы Сысертского городского округа от 26.10.2017 г. № 20 (далее – Дума городского округа).

1.3. В соответствии со статьей 169 БК РФ прогноз социально-экономического развития является основой для составления проекта бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 БК РФ Прогноз социально-экономического развития Сысертского городского округа разработан в порядке, установленном Администрацией городского округа[1]. Согласно пункта 2.5. данного Порядка разработку Прогноза осуществляет Комитет по экономике Администрации Сысертского городского округа при взаимодействии других участников процесса прогнозирования. Согласно пункта 2.7. Порядка разработка Прогноза осуществляется в следующей последовательности:

- в срок до 1 июля текущего года разрабатывается предварительный Прогноз на плановый период и осуществляется информационное наполнение форм Прогноза в автоматизированной системе управления деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области (АСУ ИОГВ СО);

- в срок до 1 октября текущего года разрабатывается уточненный Прогноз на плановый период и одобряется Администрацией городского округа.

Показатели прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов и показатели проекта бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 1.

(млн. руб.)

 

2018 год

2019 год

2020 год

Показатели прогноза социально-экономического развития

1 736,66

1 729,10

1 779,88

Показатели проекта бюджета

1 839,98

1 823,23

1 844,18

Как видно из показателей, представленных в таблице, проект бюджета не соответствует прогнозу социально-экономического развития. Так же следует отметить, что показатели ожидаемого исполнения за 2017 год в прогнозе социально-экономического развития  в сумме 1 684,79 млн. руб., не соответствуют показателям, представленным Финансовым управлением Администрации Сысертского городского округа – 1 719,79 млн. рублей.

В соответствии со статьей 37 БК РФ бюджет не должен вызывать обоснованные сомнения, он должен опираться на точные прогнозы социально-экономического развития и быть реалистичным.

Согласно письма Финансового управления от 27.11.2017 г. № 337 в показателях прогноза социально-экономического развития комитетом по экономике Администрации Сысертского городского округа отражены предварительные данные на 1 июля 2017 года. Уточненные данные по бюджету на 2018-2020 годы не были согласованы с Финансовым управлением Администрации Сысертского городского округа.

В нарушение пункта 2.7. Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа прогнозные показатели социально-экономического развития на 2018-2020 годы по доходам не соответствуют реальной доходной базе, что нарушает принцип достоверности бюджета, установленный статьей 37 БК РФ.

В ходе проведения экспертизы проекта бюджета постановлением Администрации городского округа от 11.12.2017 г. № 780[2] Комитетом по экономике Администрации городского округа в прогнозные показатели социально-экономического развития на 2018-2020 годы по доходам в таблицу 1 внесены изменения.

1.4. В соответствии со статьей 170.1. БК РФ и статьей 40 Положения о бюджетном процессе долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на долгосрочный период на основе прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа на соответствующий период.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170.1. БК РФ Бюджетный прогноз Сысертского городского округа на период до 2023 года[3] разработан в порядке, установленном Администрацией городского округа[4].

Согласно пункта 5 статьи 40 Положения о бюджетном процессе проект изменений Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на 2018-2020 годы представлен в Думу Сысертского городского округа одновременно с проектом решения о бюджете и соответствует основным характеристикам проекта бюджета и показателям прогноза социально-экономического развития (с изменениями).

1.5. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Положения о бюджетном процессе основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов представлены в Думу Сысертского городского округа и в Контрольный орган одновременно с проектом бюджета.

            Основные направления налоговой политики на территории Сысертского городского округа подготовлены в соответствии с приоритетными направлениями развития налоговой системы Российской Федерации, которые будут направлены на укрепление и развитие собственного налогового потенциала, повышение собираемости налогов и неналоговых платежей, с учётом изменений налогового и бюджетного законодательства, которые окажут влияние на формирование доходной части бюджета Сысертского городского округа.

Основным направлением бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.

         1.6. Основные характеристики местного бюджета за период с 2014 по 2018 годы и плановый период представлены в таблице 2.

                                                                                                                                Таблица 2

                                                                                                                  (тыс. руб.)

Наименование показателя

Исполнение по годам

2017 год

(Решение

№ 637 от 05.09.17 г.)

Проект бюджета на 2018

Плановый период

2014 год

2015 год

2016 год

2019 год

2020 год

Доходы

1 476 307,0

2 005 891,4

1 766 001,0

1 734 179,1

1 839 978,6

1 823 228,9

1 844 178,5

Расходы

1 531 319,7

2 162 979,2

1 666 419,9

1 820 563,7

1 819 978,6

1 803 228,9

1 824 178,5

Дефицит*

+55 012,7

+157 087,8

- 99 581,1

+86 384,6**

-20 000,0

-20 000,0

-20 000,0

* - с минусом отражается превышение доходов над расходами (профицит), с плюсом дефицит

** в том числе остаток бюджетных средств на 01.01.2017 г. – 81969,1 тыс. рублей

Доходы бюджета в 2018 году планируется увеличить на 6,1%, к уровню 2017 года, расходы уменьшить на 0,03%, дефицит бюджета не планируется.

1.7. Бюджет на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов структурно сформирован на основе муниципальных программ Сысертского городского округа.

Основную долю в расходах местного бюджета составит социальная сфера, на долю которой приходится более 83,0% всех расходных обязательств местного бюджета.

1.8. При проверке соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним, БК РФ и иным нормативным правовым актам установлено, что формирование проекта местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов осуществлено в соответствии с положениями БК РФ и с Положением о бюджетном процессе.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при подготовке проекта бюджета в полной мере выполнены требования, установленные статьей 184.1 БК РФ:

- содержатся основные характеристики бюджета на очередной финансовый год;

- определен перечень главных администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;

- бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;

- бюджетные ассигнования распределены в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;

- определен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2018 году – 152 969,0 тыс. руб., в 2019 году – 153 483,0 тыс. руб., в 2020 году – 153 481,0 тыс. руб.;

         - предусмотрен размер резервного фонда Администрации Сысертского городского округа на 2018 - 2020 года в сумме 8 000,0 тыс. руб., или 0,44 %, 0,44% и 0,44% общего годового объема расходов бюджета, что не превышает ограничение, установленное статьей 81 БК РФ (не более 3% общего объема расходов бюджета);

- предусмотрен объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Сысертского городского округа на 2018 год в сумме 24 462,0 тыс. руб., что на 3,2 %, больше 2017 года (2019 год – 27 593,0 тыс. руб., 2020 год – 29 243,0 тыс. руб.);

- определен источник финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- определен верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2019 г. - 100 000,0 тыс. руб., на 01.01.2020 г. – 90 000,0 тыс. руб., на 01.01.2021 г. – 50 000,0 тыс. руб. (в их числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям – 0 тыс. руб.);

- предусмотрен объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2018-2020 годы по 100,0 тыс. руб. в год;

- определен предельный объем муниципального долга на 2018 год – 100 000,0 тыс. руб., на 2019 год – 90 000,0 тыс. руб., на 2020 год – 50 000,0 тыс. руб.;

- определен объем дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2018 год – 6 730,0 тыс. руб., на 2019 год – 3 000,0 тыс. руб., на 2020 год – 7 141,0 тыс. рублей.

1.9. Составление бюджета осуществлено в порядке, определенном БК РФ, группировка доходов и расходов – в соответствии с бюджетной классификацией бюджетной системы Российской Федерации, что соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.

Прогноз доходов местного бюджета сформирован по видам доходов.

Расходная часть бюджета сформирована на основе расходных полномочий по вопросам местного значения Сысертского городского округа.

Источники финансирования дефицита бюджета соответствуют бюджетному законодательству РФ, что подтверждает соблюдение принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ.

1.10. При составлении проекта местного бюджета реализованы права и исполнены обязанности органов местного самоуправления, предусмотренные принципом самостоятельности бюджетов:

- проект бюджета сбалансирован, составлен в соответствии с БК РФ;

- налоги и сборы, подлежащие зачислению в местный бюджет, установлены органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;

- самостоятельно установлены формы и направления расходования бюджетных средств в рамках ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством;

- исполнение расходных обязательств, установленных органами местного самоуправления и субъекта РФ (переданные полномочия), предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Объем предусмотренных расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, что соответствует принципу сбалансированности бюджета.

         Проект не предполагает увязывания расходов с определенными видами доходов, за исключением субсидий и субвенций, получаемых из областного бюджета, что соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.

        

1.11. В соответствии со статьей 68 Положения о бюджетном процессе предусмотрено, что остатки средств бюджета городского округа на начало текущего финансового года в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов бюджета городского округа текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением Думы Сысертского городского округа о бюджете городского округа.

         Проектом решения предусмотрена возможность использования остатков средств местного бюджета в соответствии со статьей 68 Положения о бюджетном процессе.

2. Доходы бюджета городского округа

2.1. В соответствии со статьей 174.1 БК РФ установлено, что доходы бюджета прогнозируются на основе социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта о бюджете на рассмотрение представительного органа законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

Формированиедоходов бюджета на 2018 год осуществлялось на основе налогового законодательства, сведений главных администраторов доходов бюджета, поступления доходов за предыдущий год и ожидаемой оценки поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджетную систему городского округа в 2017 году, с учетом изменений в действующее законодательство, вводимых с 1 января 2018 года и применением индекса роста потребительских цен.

Прогноз поступлений доходов бюджета Сысертского городского округа на 2018 год рассчитан в соответствии с Методикой формирования доходов и расходов проекта бюджета Сысертского городского округа на 2018 год[5].

Согласно представленных расчетов финансового органа, налоговые и неналоговые доходы бюджета округа на 2018 год рассчитаны на основании фактического исполнения доходной части бюджета округа в 2017 году (на 01.10.2017 г.), применения коэффициентов ожидаемого роста поступлений доходов бюджета округа, коэффициентов досчета до ожидаемых поступлений, исчисленных исходя из динамики или сроков поступлений (уплаты), коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), коэффициента собираемости в отчетном финансовом году.

В соответствии со статьей 160.1 БК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 574 (ред. 11.04.2017 г.) «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» прогнозирования поступлений доходов в 2018 году главными администраторами доходов местного бюджета осуществлялось на основании Методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет Сысертского городского округа.

Суммы межбюджетных поступлений из областного бюджета бюджету городского округа установлены в соответствии с проектом закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

Бюджетная классификация в проекте бюджета применена в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2017 г. № 87 н внесены изменения, которые применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов).

Статьями 61.2 и 62 БК РФ определены налоговые и неналоговые доходы местного бюджета, к ним относятся:

Таблица 3

Налоговые доходы

Норматив (%)

Земельный налог

100

Налог на имущество физических лиц

100

Налог на доходы физических лиц

15

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

100

Единый сельскохозяйственный налог

100

Государственная пошлина

Нормативы, зачисляемые в местный бюджет установ-лены п. 2 ст.61.1. БК РФ

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

100

Неналоговые доходы

 

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

100

Доходы от сдачи в  аренду имущества, составляющего казну  городских  округов за исключением земельных участков)

100

Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов

100

Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу

100

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов

100

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

55 (ФЗ от 03.12.2012 г. № 244 - ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.)

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Нормативы, зачисляемые в местный бюджет от уплаты штрафов установлены ст.46 БК РФ

Безвозмездные поступления

Размер устанавливается законом об утверждении бюджета субъекта РФ.

2.2. В соответствии с пунктом 1 проекта бюджета предлагается утвердить объем доходов бюджета Сысертского городского округа на 2018 год в сумме 1 839 978,6 тыс. руб., из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  – 1 196 691,6  тыс. рублей.

         Структура доходов бюджета по основным источникам доходов за  2016 - 2018 годы приведена в таблице 4.

Таблица 4.

(тыс. руб.)

Виды доходов

Бюджет на 2016 год утвержденный решением Думы СГО от 24.12.2015 г.

№ 495 (с изм. от 22.12.2016 г. № 576)

Бюджет на 2017 год  утвержденный решением Думы СГО от 22.12.2016 г.

№ 577 (с изм. от 05.09.2017 г. № 637)

Проект бюджета на 2018 год

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Собственные доходы

768 498,0

44,5

624 714,4

36,0

643 287,0

35,0

В т.ч. налоговые доходы, из них:

621 149,0

35,9

541 156,0

31,2

553 689,0

30,1

Налог на доходы физических лиц

405 709,0

23,5

350 711,0

20,2

340 181,0

18,5

Доходы от уплаты акцизов

27 601,0

1,6

20 681,0

1,2

24 462,0

1,3

Налоги на совокупный доход

33 265,0

1,9

32 943,0

1,9

36 132,0

2,0

Налоги на имущество физических лиц

20 479,0

1,2

24 225,0

1,4

28 200,0

1,5

Земельный налог

124 862,0

7,2

103 274,0

6,0

115 033,0

6,3

Госпошлина

9 233,0

0,5

9 322,0

0,5

9 681,0

0,5

Неналоговые доходы

147 349,0

8,5

83 014,4

4,8

89 598,0

4,9

Арендная плата за земельные участки

32 173,0

1,9

22 967,0

1,3

22 866,0

1,2

Доходы от сдачи в аренду имущества

16 275,0

0,9

16 632,0

1,0

16 371,0

0,9

Платежи при пользовании природными ресурсами

946,0

0,1

1 038,0

0,1

2 250,0

0,1

Доходы от оказания платных услуг

4 180,0

0,2

4 842,4

0,3

1 668,0

0,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

90 235,0

5,2

33 556,0

1,9

42 872,0

2,3

штрафы

1 500,0

0,1

730,0

0

1 007,0

0,1

Прочие поступления

2 040,0

0,1

3 249,0

0,2

2 564,0

0,2

1

2

3

4

5

6

7

Безвозмездные поступления, в т.ч.

959 497,5

55,5

1 109 464,7

64,0

1 196 691,6

65,0

Дотации бюджетам

4 122,0

0,2

8 412,0

0,5

6 730,0

0,4

Субсидии 

206 427,2

11,9

313 920,3

18,1

431 661,3

23,5

Субвенции

723 400,7

41,9

747 132,4

43,1

758 300,3

41,1

Иные межбюджетные трансферты

25 547,6

1,5

40 000,0

2,3

0

0

Всего доходов

1 727 995,5

100,0

1 734 179,1

100,0

1 839 978,6

100,0

        

По сравнению с бюджетом 2017 года в 2018 году прогнозируется увеличение доходов бюджета городского округа на  105 799,5 тыс. руб. или 6,1 %.По сравнению с бюджетом 2017 года  налоговые доходы увеличатся на 12 533,0 тыс. руб. или 2,3 %, неналоговые доходы увеличатся на 3 416,4 тыс. руб. или 7,9 %, безвозмездные поступления увеличатся на 87 226,9 тыс. руб. или 7,7 %.

Доходная часть бюджета сформирована, в основном, за счет безвозмездных поступлений и налоговых доходов, на долю которых приходится 65,0 % и 30,1 % соответственно. Неналоговые доходы составили всего 4,9 % всех планируемых доходов бюджета.

         Налог на доходы физических лицв бюджете городского округа является основным источником доходов и занимает наибольший удельный вес в структуре собственных доходов - 18,5 %, прогнозируется в сумме 340 181,0 тыс. руб.,по сравнению с бюджетом 2017 года  меньше на 10 530,0 тыс. руб. или 3,0 %.

         На 2018 год в соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса РФ (с изменениями от 23.07.2013 г. № 252 - ФЗ) норматив отчислений в бюджет городского округа составляет 15 %, в соответствии с Законом Свердловской области от 26.12.2011 г. № 128 - ОЗ «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» (с изменениями от 09.12.2016 г. № 120 - ОЗ), единый норматив отчислений в местный бюджет составляет 1 %. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджет Сысертского городского округа от налога на доходы физических лиц на 2018 год и составляют 20,0 % (в 2017 году дополнительный норматив отчислений составлял 27,0 %).

Поступление доходов от уплаты акцизов предусмотрено в сумме 24 462,0 тыс. рублей. Произошло изменение в сторону увеличения с 0, 22991% в 2017 году до 0,23380 на 2018 год дифференцированного норматива отчислений в бюджет городского округа от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ.

Поступлениеналога на совокупный доходв 2018 году предусмотрено в сумме 36 132,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2017 года больше на 3 189,0 тыс. руб. или 9,7 %.

В проекте о бюджете на 2018 год прогноз поступлений налога на имуществофизических лиц составил 28 200,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2017 года больше на 3 975,0 тыс. руб. или 6,4 %.  

Поступлениеземельногоналога в 2018 году предусмотрено в сумме  115 033,0 тыс. рублей. Федеральным закономот 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен мораторий на период с 2017 по 2020 год на изменение кадастровой стоимости земельных участков. 

       Неналоговые доходы предусмотрены к поступлению в сумме 89 598,0 тыс. руб.,по сравнению с бюджетом 2017 года больше на 6 583,6 тыс. руб. или 7,9 %.

Основным источником формирования неналоговых доходов являются:

- поступления арендной платы за земельные участки в сумме 22 866,0 тыс. руб.;

- доходы от сдачи в аренду имущества  в сумме 16 371,0 тыс. руб.;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 42 872,0 тыс. руб., в том числе доходы от продажи муниципального имущества 14 302,0 тыс. руб. (прогноз главного администратора доходов – Комитета по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа). Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2018 год утвержден решением Думы городского округа от 26.10.2017г. № 22. В Прогнозном плане на 2018 год утвержден перечень имущества, подлежащего отчуждению из собственности городского округа в количестве десяти объектов.

Безвозмездные перечисленияпроектом бюджета предусмотрены в сумме 1 196 691,6 тыс. руб., в том числе:

         - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 6 730,0 тыс. руб.;

         - субсидии бюджетам городских округов 431 661,3 тыс. руб.;

       - субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 758 300,3 тыс. руб., в том числе:

  • субвенции бюджетам городских округов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 11 904,0 тыс. руб.;
  • субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации 117 191,8 тыс.руб.;
  • субвенции бюджетам городских округов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 25 406,0 тыс. руб.;
  • субвенции бюджетам городских округов на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации 281,5 тыс. руб.;
  • прочие субвенции бюджетам городских округов 603 517,0 тыс. рублей.  

       2.3. В приложении 4 к проекту бюджета предлагается утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Сысертского городского округа, что соответствует пункту 2 статьи 20 БК РФ.  

3. Расходы бюджета городского округа

3.1. Формирование расходов бюджета городского округа на 2018 год осуществлялось с учетом следующих коэффициентов индексации:

- фондов оплаты труда работников органов местного самоуправления в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с 1 октября 2018 года - 1,04;

- фондов оплаты труда работников дошкольных и общеобразовательных организаций (за исключением педагогических, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, перечень которых устанавливается Министерством общего и профессионального образования Свердловской области), работников организаций дополнительного образования детей (за исключением педагогических), работников прочих организаций образования и культуры, работников медицинских организаций (за исключением отдельных категорий медицинских работников, оплата труда которых регулируется Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»), работников организаций физической культуры и спорта и работников единых дежурно-диспетчерских служб в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с 1 октября 2018 года - 1,04;

-  цен на иные товары и услуги на 2018 год - 1,04.

- применения коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий Сысертского городского округа в размере 0,9 в соответствии с приказом Министерства финансов Свердловской области от 27.11.2017 г. № 508 «Об установлении коэффициента оптимизации к суммарной оценке расходных полномочий поселений, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Свердловской области, на 2018 год».

3.2. Объем расходов, предлагаемый к утверждению в Проекте, на 2018 год составит 1 819 978,6 тыс. руб., или 99,97 % к текущему финансовому году, 109,0% к первоначально утвержденному бюджету на 2017 год и 109,2% к исполнению бюджета по расходам за 2016 год.

       Структура и динамика расходов бюджета Сысертского городского округа в 2016 - 2018 годах приведена в таблице 5:

Таблица 5

(тыс. руб.)

Наименование

раздела

Бюджет на 2016 год утвержденный решением Думы СГО от 24.12.2015 г.

№ 495 (с изм. от 22.12.2016 г. № 576)

Бюджет на 2017 год  утвержденный решением Думы СГО от 22.12.2016 г.

№ 577 (с изм. от 05.09.2017 г. № 637)

Проект бюджета на 2018 год

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударственные вопросы

123 084,5

7,2

111 611,1

6,1

102 460,8

5,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7 338,3

0,4

8 127,8

0,4

10 350,0

0,6

Национальная экономика

76 087,1

4,4

104 892,2

5,8

100 236,0

5,5

Жилищно - коммунальное хозяйство

125 461,6

7,3

131 819,1

7,2

89 701,0

4,9

Охрана окружающей среды

1 985,4

0,1

620,0

0,0

3 100,0

0,2

Образование

1 064687,3

61,9

1 111 724,1

61,1

1 159 245,3

63,7

Культура, кинематография

127 684,2

7,4

155 941,0

8,6

170 690,5

9,4

Социальная политика

176 072,2

10,2

174 054,6

9,6

165 595,0

9,1

Физическая культура и спорт

15 053,2

0,9

19 173,8

1,1

16 000,0

0,9

Средства массовой информации

2 580,0

0,1

2 500,0

0,1

2 500,0

0,1

Обслуживание государственного долга и муниципального долга

100,0

0,0

100,0

0,0

100,0

0,0

ИТОГО

1 720 133,9

100,0

1 820 563,7

100,0

1 819 978,6

100,0

В структуре общего объема расходов бюджета городского округа на 2018 год наибольший удельный вес занимают расходы по разделам образование, культура, социальная политика и физическая культура и спорт, объем которых в совокупности составит в расходах 2018 года – 83,1 % (1 511 530,8 тыс. руб.), 2017 года – 80,2% (1 460 893,5 тыс. руб.), 2016 года – 80,4 % (1 383 496,9 тыс. руб.), что подтверждает социальную направленность расходов местного бюджета.

3.3. В разрезе главный распорядитель бюджетных средств данные представлены в таблице 6.

Таблица 6

Главный распорядитель бюджетных средств

Бюджет на 2017 год  утвержденный решением Думы СГО от 22.12.2016 г.

№ 577 (с изм. от 05.09.2017 г. № 637)

Проект решения  на 2018 год в тыс. руб.

Отклонения

в тыс. руб.

в %

Администрация городского округа

532 350,9

467 435,3

-64 915,6

-12,2

Управление образования

1 060 759,8

1 105 249,4

44 489,6

4,2

Управление культуры

207 285,0

225 265,0

17 980,0

8,7

Дума городского округа

3 435,0

3 619,0

184,0

5,4

Контрольный орган

3 100,0

3 245,0

145,0

4,7

Финансовое управление

13 633,0

15 164,9

1 531,9

11,2

Итого расходов

1 820 563,7

1 819 978,6

-585,1

0,0

        

3.4. В соответствии со статьёй 172 БК РФ Проект решения сформирован в программной структуре расходов на основе двадцати муниципальных программ. Объём бюджетных ассигнований, направленных на исполнение программ в 2018 году составит 1 733 393,7 тыс. руб., в 2019 году – 1 716 906,9 тыс. руб., в 2020 году – 1 734 845,0 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 184.2. БК РФ одновременно с проектом бюджета к экспертизе представлены паспорта утвержденных муниципальных программ.

Общий объем бюджетных ассигнований, определенных паспортными значениями на 2018 год составили 1 854 665,6 тыс. рублей. Таким образом, в соответствии со статьей 179 БК РФ муниципальные программы в части объема финансирования будут подлежать корректировке в соответствии с Решением о бюджете в сторону уменьшения на 121 271,9 тыс. рублей.

Доля программных расходов в общем объеме расходов бюджета составила 95,2% в 2018 году, 95,0% в 2019 году, 95,3% в 2020 году.

Таким образом, программная часть расходов стабильна и сопоставима с уровнем 2016 года (93,4 %) и 2017 года (94,5%).

Для достижения поставленных целей и ожидаемых результатов все муниципальные программы сформированы на долгосрочную перспективу – до 2020 года. В 2017 году утверждена новая программа «Формирование современной городской среды в Сысертском городском округе» на 2018-2022 годы (новые программы на 2017 год не утверждались).

3.5. В соответствии с пунктом 1 статьи 179 БК РФ Администрацией городского округа разработан и утвержден Порядок разработки и реализации муниципальных программ Сысертского городского округа и проведения оценки эффективности их реализации[6] (далее – Порядок разработки и реализации программ).

В нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 179 БК РФ[7] и абзаца 3 пункта 2 статьи 47 Положения о бюджетном процессе[8], в пункте 20 Порядка разработки и реализации программ прописано, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.

Так же в Порядке разработки и реализации программ прописано, что оценка эффективности реализации программы проводится по показателям (суммам) предусмотренных в программе, а объем бюджетных ассигнований предусмотренный в решении о бюджете и оценка полноты финансирования в данном порядке не предусмотрены. Так в абзаце 2 пункта 30[9] данного порядка прописано, что представляемый заказчиком пакет документов по оценке эффективности реализации должен содержать анализ объемов финансирования мероприятий (приложение № 8), фактически приложение № 8 - «Реестр муниципальных программ Сысертского городского округа». А приложение «Анализ объемов финансирования мероприятий» отсутствует.

Данный порядок разрабатывался в целях обеспечения единства методологии, порядка подготовки и организации исполнения муниципальных, комплексных и ведомственных целевых программ Сысертского городского округа, руководствуясь статьей 179 БК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказом Министерства экономики Свердловской области и Министерства финансов Свердловской области от 30.08.2013 г. № 106/428. Согласно Приказа Министерства экономики Свердловской области и Министерства финансов Свердловской области от 20.08.2015 г. № 53/315[10] в связи с утверждением Постановления Правительства Свердловской области от 05.08.2015 г. № 702-ПП «О внесении изменений в Порядок формирования и реализации государственных программ Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 г. № 790-ПП» вышеуказанный Приказ утратил силу.

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 г. № 790-ПП «Об утверждении порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области», утверждена Методика оценки эффективности реализации государственных программ Свердловской области, по которой Оценка эффективности реализации государственной программы Свердловской области проводится по двум направлениям:

1) оценка полноты финансирования;

2) оценка достижения плановых значений целевых показателей.

Контрольный орган считает, что для оценки эффективности реализации муниципальных программ следует применить шкалу оценки полноты финансирования и расчет соотношения фактического объема расходов на муниципальную программу и запланированного объема расходов за отчетный период.

Согласно письма от 11.12.2017 г. № 15-10059 Комитетом по экономике Администрации городского округа в Порядок разработки и реализации программ будут внесены изменения.

4. Дефицит местного бюджета

4.1. Проектом предусмотрено формирование местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов с учетом частичного погашения ранее полученных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации за счет доходных источников: в 2018 году в объеме 200 000,0 тыс. руб., в 2019 году в объеме 20 000,0 тыс. руб. и в 2020 году – 20 000,0 тыс. рублей.

Состав источников финансирования дефицита соответствует статье 96 БК РФ и включает в себя кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации.

В соответствии с приложением 17 к проекту бюджета, главным администратором источника финансирования дефицита бюджета является - Финансовое управление Администрации Сысертского городского округа.

Динамика и структура источников внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2016 – 2020 годах приведена в таблице 7.

Таблица 7

(тыс. руб.)

Виды источников

Первоначально утвержденный бюджет на 2016 год (решение от 24.12.2015№ 495)

Первоначально утвержденный бюджет на 2017 (решение от 22.12.2016 № 577)

Проект бюджета на 2018 год

Проект бюджета на 2019 год

Проект бюджета на 2020 год

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета

27 400,0

-15 700,0

-20 000,0

-20 000,0

-20 000,0

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*

41 300,0

-15 700,0

-20 000,0

-20 000,0

-20 000,0

Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации

0,0

35 600,0

51 400,0

31 400,0

11 400,0

Погашение бюджетами городских округов кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в валюте Российской Федерации

41 300,0

-51 300,0

-71 400,0

-51 400,0

-31 400,0

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета**

-13 900,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Увеличение прочих остатков денежных средств  бюджетов городских округов

-1 605 345,5

-1 720 448,2

-1 891 378,6

-1 854 628,9

-1 855 578,5

Уменьшение прочих остатков денежных средств  бюджетов городских округов

1 591 445,5

1 720 448,2

1 891 378,6

1 854 628,9

1 855 578,5

*- с минусом отражается погашение долговых обязательств, с плюсом получение заемных денежных средств.

**- с минусом отражается увеличение остатков, с плюсом уменьшение остатков.

4.2. Проектом решения (Программой муниципальных внутренних заимствований Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов) предусмотрены муниципальные внутренние заимствования (бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в 2018 году на сумму 51 400,0 тыс. руб., в 2019 году – 31 400,0 тыс. руб., в 2020 году – 11 400,0 тыс. рублей. Также предусмотрен объем средств, направляемых на погашение основной суммы долга по бюджетным кредитам в 2018 году в сумме 71 400,0 тыс. руб., в 2019 году – 51 400,0 тыс. руб., в 2020 году – 31 400,0 тыс. рублей.

Запланированный объем заимствований не превысил установленное статьей 106 БК РФ ограничение: не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования.

Программа муниципальных внутренних заимствований на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годы не предусматривает предоставление муниципальных гарантий, в связи со значительным уровнем долговой нагрузки на бюджет городского округа.

Виды и суммы заимствований соответствуют видам и суммам источников финансирования дефицита местного бюджета.

5. Муниципальный долг

5.1. Проект местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года сформирован с учетом частичного погашения ранее полученных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации за счет доходных источников: в 2018 году в объеме 20 000,0 тыс. руб., в 2019 году в объеме 20 000,0 тыс. руб. и в 2020 году – 20 000,0 тыс. рублей.

Пунктом 1.5. проекта решения предлагается установить предельный объем муниципального долга Сысертского городского округа в размере 100 000,0 тыс. руб. на 2018 год, 90 000,0 тыс. руб. на 2019 год, 50 000,0 тыс. руб. на 2020 год.

Предлагаемый к установлению предельный объем муниципального долга на 2018 год и плановый период 2019, 2020 годов не превышает установленного пунктом 3 статьи 107 БК РФ ограничение: предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Так, предельный объем муниципального долга на 2018 год составил 22,4% утвержденного общего годового объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, на 2019 год – 18,6%, на 2020 год – 10,0%.

5.2. Пунктом 1.6. проекта решения предлагается установить верхний предел муниципального долга Сысертского городского округа, в том числе на 1 января 2019 года в размере 100 000,0 тыс. руб., на 1 января 2020 года - 90 000,0 тыс. руб., на 1 января 2021 года - 50 000,0 тыс. руб., что соответственно составляет 22,4% от утвержденного общего годового объем доходов местного бюджета на 2018 год без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, 18,6% - на 2019 год, 10,0% - на 2020 год.

Значения верхнего предела муниципального долга не превышают значений предельных объемов муниципального долга Сысертского городского округа.

5.3. Пунктом 1.6. проекта решения так же предлагается утвердить объем расходов на обслуживание муниципального долга Сысертского городского округа в размере по 100,0 тыс. руб. на 2018-2020 годы.

Предлагаемый к утверждению объем расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга на 2018 год и плановый период 2019, 2020 годов не превышает установленное статьей 111 БК РФ ограничение: не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так, объем расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга на 2018 - 2020 годы составил 0,01%.

6. Выводы и предложения

 

         6.1. С учетом вышеизложенного, замечания экономического и правового характера к проекту решения отсутствуют.

6.2. Контрольный орган предлагает Думе городского округа рассмотреть и принять (утвердить) представленный проект решения «О бюджете Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

Председатель Контрольного органа

Сысертского городского округа                                                            С.Л. Банникова


[1] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 20.01.2012 г. № 95 «Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа».

[2] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 11.12.2017 г. № 780 «О внесении изменений в постановление Администрации Сысертского городского округа от 16.11.2017 г. № 527 «Об одобрении Прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов».

[3] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 12.05.2017 г. № 1213 «Об утверждении Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на период до 2023 года».

[4] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 11.05.2017 г. № 1210 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Сысертского  городского округа на долгосрочный период».

[5] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 19.10.2017 г. № 201 «Об утверждении методик прогнозирования налоговых и неналоговых доходов и оценки расходных полномочий Сысертского городского округа по вопросам местного значения для формирования проекта бюджета Сысертского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

[6] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 21.05.2014 г. № 1498 «Об утверждении Порядок разработки и реализации муниципальных программ Сысертского городского округа и проведения оценки эффективности их реализации».

[7] Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

[8] Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете Сысертского городского округа не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

[9] 30. Заказчик (заказчик-координатор) программы ежегодно в срок до 1 марта после отчетного периода формирует и предоставляет в комитет по экономике итоговую информацию о реализации программы и эффективности использования финансовых средств, в которой отражаются качественные и количественные результаты выполнения целевой программы, проводится анализ достигнутых результатов, их соответствия плановым показателям.

Представляемый заказчиком пакет документов по оценке эффективности и результативности реализации программы должен содержать:

1) пояснительную записку;

2) анализ объемов финансирования мероприятий целевой программы (приложение № 8);

[10] Министерство экономики Свердловской области № 53 Министерство финансов Свердловской области № 315 Приказ от 20 августа 2015 года «О признании утратившим силу Приказа Министерства экономики Свердловской области и Министерства финансов Свердловской области от 30.08.2013 № 106/428 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию и реализации государственных программ Свердловской области».