КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН
СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«04» декабря 2018 г. № 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам экспертизы проекта решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 статьи 31 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе», утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 27.04.2017 г. № 598 (далее – Положение о бюджетном процессе), подпункта 2 пункта 8.1. Положения «О Контрольном органе Сысертского городского округа», утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 29.09.2011 г. № 427 (с изменениями), распоряжения председателя Контрольного органа от 26.11.2018 г. № 68 «О проведении экспертизы проекта решения Думы Сысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов» проведена экспертиза проекта решения ДумыСысертского городского округа «О бюджете Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – проект бюджета), по результатам которой подготовлено настоящее заключение.
1. Общие положения
1.1. Проект бюджета внесен Финансовым управлением Администрации Сысертского городского округа (далее – Финансовой управление) в Думу Сысертского городского округа (далее – Дума городского округа) и Контрольный орган Сысертского городского округа (далее – Контрольный орган) 23.11.2018 года – в срок, установленный абзацем 1 статьи 53 Положения о бюджетном процессе (не позднее 25 ноября текущего года).
Содержание проекта решения и его оформление, а также перечень документов представленных одновременно с проектом бюджета, соответствует требованиям статьи 184.1., 184.2. БК РФ и статьям 52 и 53 Положения о бюджетном процессе.
1.2. При подготовке заключения Контрольный орган учитывал необходимость реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», положений, содержащихся в Указе Губернатора Свердловской области от 15.10.2018 г. № 504-УГ «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов и долговой политики Свердловской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и в Постановлении Правительства Свердловской области от 25.10.2018 г. № 753-ПП «Об утверждении комплексной программы «Развитие Сысертского городского округа «на 2018 – 2023 годы», а так же был рассмотрен прогноз социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, утвержденный постановлением Администрации Сысертского городского округа от 13.11.2018 г. № 1658 (далее – Администрация городского округа) и основные направления бюджетной и налоговой политики Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденный постановлением Администрации Сысертского городского округа от 25.10.2018 г. № 1571.
1.3. В соответствии с пунктом 2 статьи 172 БК РФ составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 БК РФ Прогноз социально-экономического развития Сысертского городского округа (далее – Прогноз) разработан в порядке, установленном Администрацией городского округа[1]. Согласно пункта 2.5. данного Порядка, разработку Прогноза осуществляет Комитет по экономике Администрации Сысертского городского округа при взаимодействии других участников процесса прогнозирования. Согласно пункта 2.7. Порядка, разработка Прогноза осуществляется в следующей последовательности:
- в срок до 1 июля текущего года разрабатывается предварительный Прогноз на плановый период и осуществляется информационное наполнение форм Прогноза в автоматизированной системе управления деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области (АСУ ИОГВ СО);
- в срок до 1 октября текущего года разрабатывается уточненный Прогноз на плановый период и одобряется Администрацией городского округа.
Показатели Прогноза доходов социально-экономического развития Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов и показатели проекта бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1.
(млн. руб.)
|
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
Показатели Прогноза социально-экономического развития
|
1 823,23
|
1 844,17
|
1 851,03
|
Показатели проекта бюджета
|
2 161,78
|
2 025,94
|
2 107,56
|
Как видно из показателей, представленных в таблице, проект бюджета не соответствует прогнозу социально-экономического развития по доходам.
Прогноз, одобрен Постановлением Администрации городского округа от 13.11.2018 г. № 1658 до внесения на рассмотрение проекта решения в Контрольный орган.
В связи с тем, что данные, являющиеся основой для расчета доходной базы составления проекта бюджета поступают из Министерства финансов, в том числе и по средствам поступающим из вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов направлены в Финансовое управление позже срока составления Прогноза, суммы доходов Прогноза и в проекте бюджета не соответствуют. Следует отметить, что данные по доходам бюджета содержащиеся в проекте решения могут быть скорректированы после принятия Закона о бюджете Свердловской области во втором чтении.
Так же следует отметить, что показатели ожидаемого исполнения за 2018 год в Прогнозе (2 041,20 млн. руб.) не соответствуют показателям, представленным Финансовым управлением по доходам (2 023,20 млн. руб.), в связи с уточнением ожидаемого прогноза поступлений на сумму фактически возвращенных субсидий в областной бюджет в сумме 17,49 млн. рублей.
1.4. В соответствии со статьей 170.1. БК РФ и статьей 40 Положения о бюджетном процессе долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на долгосрочный период на основе прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа на соответствующий период.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170.1. БК РФ Бюджетный прогноз Сысертского городского округа на период до 2023 года[2] разработан в порядке, установленном Администрацией городского округа[3].
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 170.1. БК РФ и статьей 40 Положения о бюджетном процессе представлен проект изменений Бюджетного прогноза Сысертского городского округа[4].
Согласно пункта 5 статьи 40 Положения о бюджетном процессе проект изменений Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на 2019-2021 годы представлен в Думу Сысертского городского округа одновременно с проектом решения о бюджете и соответствует основным характеристикам проекта бюджета.
1.5. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Положения о бюджетном процессе основные направления бюджетной и налоговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов представлены в Думу Сысертского городского округа и в Контрольный орган одновременно с проектом бюджета.
Основные направления налоговой политики на территории Сысертского городского округа подготовлены в соответствии с приоритетными направлениями развития налоговой системы Российской Федерации, которые будут направлены на укрепление и развитие собственного налогового потенциала, повышение собираемости налогов и неналоговых платежей, с учётом изменений налогового и бюджетного законодательства, которые окажут влияние на формирование доходной части бюджета Сысертского городского округа.
Налоговая политика Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов ориентирована на обеспечение долгосрочной стабильности и сбалансированности бюджета Сысертского городского округа, повышение эффективности муниципального управления, точность бюджетного планирования, преемственность целей и задач.
Основным направлением бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах.
1.6. Основные характеристики местного бюджета за период с 2015 по 2019 годы и плановый период представлены в таблице 2.
Таблица 2
(тыс. руб.)
Наименование показателя
|
Исполнение по годам
|
2018 год
(Решение
№ 111 от 29.11.18 г.)
|
Проект бюджета на 2019
|
Плановый период
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2020 год
|
2021 год
|
Доходы
|
2 005 891,4
|
1 766 001,0
|
1 797 942,2
|
2 059 082,4
|
2 161 780,3
|
2 025 938,5
|
2 107 559,6
|
Расходы
|
2 162 979,2
|
1 666 419,9
|
1 762 120,8
|
2 174 811,4
|
2 157 080,3
|
2 018 238,5
|
2 092 159,6
|
Дефицит*
|
+157 087,8
|
- 99 581,1
|
-35 821,4
|
+115 711,9**
|
-4 700,0
|
-7 700,0
|
-15 400,0
|
* - с минусом отражается превышение доходов над расходами (профицит), с плюсом дефицит
** в том числе остаток бюджетных средств на 01.01.2018 г. – 79 852,8 тыс. рублей
Доходы бюджета в 2019 году планируется увеличить на 5,0 %, к уровню 2018 года, расходы уменьшить на 0,8%, дефицит бюджета не планируется.
1.7. Бюджет на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов структурно сформирован на основе муниципальных программ Сысертского городского округа.
Основную долю в расходах местного бюджета составит социальная сфера, на долю которой приходится более 79,1 % всех расходных обязательств местного бюджета.
1.8. При проверке соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним, БК РФ и иным нормативным правовым актам установлено, что формирование проекта местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов осуществлено в соответствии с положениями БК РФ и с Положением о бюджетном процессе.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при подготовке проекта бюджета в полной мере выполнены требования, установленные статьей 184.1 БК РФ:
- содержатся основные характеристики бюджета на очередной финансовый год;
- определен перечень главных администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
- бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;
- бюджетные ассигнования распределены в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период;
- определен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2019 году – 150 935,0 тыс. руб., в 2020 году – 150 935,0 тыс. руб., в 2021 году – 150 935,0 тыс. руб.;
- предусмотрен размер резервного фонда Администрации Сысертского городского округа на 2019 - 2021 года в сумме 9 000,0 тыс. руб., или 0,42 %, 0,44% и 0,43% общего годового объема расходов бюджета, что не превышает ограничение, установленное статьей 81 БК РФ (не более 3% общего объема расходов бюджета);
- предусмотрен объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Сысертского городского округа на 2019 год в сумме 59 055,0 тыс. руб., что на 141 %, больше 2018 года (2020 год – 61 000,0 тыс. руб., 2021 год – 62 000,0 тыс. руб.);
- определен источник финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- определен верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2020 г. - 100 000,0 тыс. руб., на 01.01.2021 г. – 90 000,0 тыс. руб., на 01.01.2022 г. – 80 000,0 тыс. руб. (в их числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям – 0 тыс. руб.);
- предусмотрен объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2019-2021 годы по 100,0 тыс. руб. в год;
- определен предельный объем муниципального долга на 2019 год – 100 000,0 тыс. руб., на 2020 год – 90 000,0 тыс. руб., на 2021 год – 80 000,0 тыс. руб.;
- определен объем дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2019 год – 99 610 тыс. руб., на 2020 год – 3 594,0 тыс. руб., на 2021 год – 11 172,0 тыс. рублей.
1.9. Составление бюджета осуществлено в порядке, определенном БК РФ, группировка доходов и расходов – в соответствии с бюджетной классификацией бюджетной системы Российской Федерации, что соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.
Прогноз доходов местного бюджета сформирован по видам доходов.
Расходная часть бюджета сформирована на основе расходных полномочий по вопросам местного значения Сысертского городского округа.
Источники финансирования дефицита бюджета соответствуют бюджетному законодательству РФ, что подтверждает соблюдение принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ.
1.10. При составлении проекта местного бюджета реализованы права и исполнены обязанности органов местного самоуправления, предусмотренные принципом самостоятельности бюджетов:
- проект бюджета сбалансирован, составлен в соответствии с БК РФ;
- налоги и сборы, подлежащие зачислению в местный бюджет, установлены органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями;
- самостоятельно установлены формы и направления расходования бюджетных средств в рамках ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством;
- исполнение расходных обязательств, установленных органами местного самоуправления и субъекта РФ (переданные полномочия), предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Объем предусмотренных расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, что соответствует принципу сбалансированности бюджета.
Проект не предполагает увязывания расходов с определенными видами доходов, за исключением субсидий и субвенций, получаемых из областного бюджета, что соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.
1.11. В соответствии со статьей 68 Положения о бюджетном процессе предусмотрено, что остатки средств бюджета городского округа на начало текущего финансового года в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов бюджета городского округа текущего финансового года могут направляться на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением Думы Сысертского городского округа о бюджете городского округа.
Проектом решения предусмотрена возможность использования остатков средств местного бюджета в соответствии со статьей 68 Положения о бюджетном процессе.
2. Доходы бюджета городского округа
2.1. В соответствии со статьей 174.1 БК РФ установлено, что доходы бюджета прогнозируются на основе социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта о бюджете на рассмотрение представительного органа законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.
Формированиедоходов бюджета на 2019 год осуществлялось на основе налогового законодательства, сведений главных администраторов доходов бюджета, поступления доходов за предыдущий год и ожидаемой оценки поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджетную систему городского округа в 2018 году, с учетом изменений в действующее законодательство, вводимых с 1 января 2019 года и применением индекса роста потребительских цен.
Прогноз поступлений доходов бюджета Сысертского городского округа на 2019 год рассчитан в соответствии с Методикой прогнозирования налоговых и неналоговых доходов и оценки расходных полномочий Сысертского городского округа по вопросам местного значения для формирования проекта бюджета Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов[5].
Согласно представленных расчетов финансового органа, налоговые и неналоговые доходы бюджета округа на 2019 год рассчитаны на основании фактического исполнения доходной части бюджета округа в 2018 году (на 01.07.2018 г.), применения коэффициентов ожидаемого роста начислений в текущем году в результате увеличения количества объектов налогообложения, коэффициента собираемости, коэффициентов досчета до ожидаемых поступлений, исчисленных исходя из динамики или сроков поступлений (уплаты), коэффициента – дефлятора, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), коэффициента собираемости в отчетном финансовом году.
В соответствии со статьей 160.1 БК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 574 (ред. 11.04.2017 г.) «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» прогнозирования поступлений доходов в 2018 году главными администраторами доходов местного бюджета осуществлялось на основании Методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет Сысертского городского округа.
Суммы межбюджетных поступлений из областного бюджета бюджету городского округа установлены в соответствии с проектом закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Бюджетная классификация в проекте бюджета применена в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», (Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.09.2018 г. № 198н внесены изменения, которые применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов).
Статьями 61.2 и 62 БК РФ определены налоговые и неналоговые доходы местного бюджета, к ним относятся:
Таблица 3
Налоговые доходы
|
Норматив (%)
|
1
|
2
|
Земельный налог
|
100
|
Налог на имущество физических лиц
|
100
|
Налог на доходы физических лиц
|
15
|
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
|
100
|
Единый сельскохозяйственный налог
|
100
|
Государственная пошлина
|
Нормативы, зачисляемые в местный бюджет установ-лены п. 2 ст.61.1. БК РФ
|
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения
|
100
|
Неналоговые доходы
|
|
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков
|
100
|
1
|
2
|
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов за исключением земельных участков)
|
100
|
Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов
|
100
|
Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу
|
100
|
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов
|
100
|
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
|
55 (ФЗ от 03.12.2012 г. № 244 - ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.)
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
|
Нормативы, зачисляемые в местный бюджет от уплаты штрафов установлены ст.46 БК РФ
|
Безвозмездные поступления
|
Размер устанавливается законом об утверждении бюджета субъекта РФ.
|
2.2. В соответствии с пунктом 1 проекта бюджета предлагается утвердить объем доходов бюджета Сысертского городского округа на 2019 год в сумме 2 161 780,3 тыс. руб., из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 1 427 745,3 тыс. рублей.
Структура доходов бюджета по основным источникам доходов за 2017 - 2019 годы приведена в таблице 4.
Таблица 4.
(тыс. руб.)
Виды доходов
|
Бюджет на 2017 год утвержденный решением Думы СГО от 22.12.2016 г.
№ 577 (с изм. от 21.12.2017 г. № 31)
|
Бюджет на 2018 год утвержденный решением Думы СГО от 21.12.2017 г.
№ 32 (с изм. от 04.09.2018 г. № 91)
|
Проект бюджета на 2019 год
|
Тыс. руб.
|
%
|
Тыс. руб.
|
%
|
Тыс. руб.
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Собственные доходы
|
684 067,2
|
37,9
|
646 606,0
|
31,7
|
734 035,0
|
34,0
|
В т.ч. налоговые доходы, из них:
|
588 869,7
|
32,6
|
557 008,0
|
27,3
|
665 520,0
|
30,8
|
Налог на доходы физических лиц
|
364 210,3
|
20,2
|
343 500,0
|
16,8
|
355 295,0
|
16,5
|
Доходы от уплаты акцизов
|
20 681,0
|
1,1
|
24 462,0
|
1,2
|
59 055,0
|
2,7
|
Налоги на совокупный доход
|
35 595,0
|
2,0
|
36 132,0
|
1,8
|
63 305,0
|
2,9
|
Налоги на имущество физических лиц
|
27 925,0
|
1,5
|
28 200,0
|
1,4
|
24 384,0
|
1,1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Земельный налог
|
130 468,0
|
7,2
|
115 033,0
|
5,6
|
152 098,0
|
7,1
|
Госпошлина
|
9 972,0
|
0,6
|
9 681,0
|
0,5
|
11 383,0
|
0,5
|
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогами сборам
|
18,4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Неналоговые доходы
|
95 197,5
|
5,3
|
89 598,0
|
4,4
|
68 515,0
|
3,2
|
Арендная плата за земельные участки
|
22 967,0
|
1,3
|
22 866,0
|
1,1
|
20 646,0
|
1,0
|
Доходы от сдачи в аренду имущества
|
16 632,0
|
0,9
|
16 371,0
|
0,8
|
15 770,0
|
0,7
|
Платежи при пользовании природными ресурсами
|
1 308,0
|
0,1
|
2 250,0
|
0,1
|
497,0
|
0
|
Доходы от оказания платных услуг
|
2 105,5
|
0,1
|
1 668,0
|
0,1
|
3 986,0
|
0,2
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
|
48 206,0
|
2,7
|
42 872,0
|
2,1
|
21 212,0
|
1,0
|
Штрафы
|
730,0
|
0
|
1 007,0
|
0,1
|
1 621,0
|
0,1
|
Прочие поступления
|
3 249,0
|
0,2
|
2 564,0
|
0,1
|
4 737,0
|
0,2
|
Прочие неналоговые доходы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
46,0
|
0
|
Безвозмездные поступления, в т.ч.
|
1 122 155,7
|
62,1
|
1 394 649,4
|
68,3
|
1 427 745,3
|
66,0
|
Дотации бюджетам
|
8 412,0
|
0,5
|
68 875,0
|
3,4
|
99 610,0
|
4,6
|
Субсидии
|
323 497,6
|
17,9
|
449 716,6
|
22,0
|
499 718,7
|
23,1
|
Субвенции
|
750 151,6
|
41,5
|
785 514,0
|
38,5
|
828 416,6
|
38,3
|
Иные межбюджетные трансферты
|
40 000,0
|
2,2
|
90 526,7
|
4,4
|
0
|
0
|
Прочие безвозмездные поступления
|
94,5
|
0
|
17,1
|
0
|
0
|
0
|
Всего доходов
|
1 806 222,9
|
100,0
|
2 041 255,4
|
100,0
|
2 161 780,3
|
100,0
|
По сравнению с бюджетом 2018 года в 2019 году прогнозируется увеличение доходов бюджета городского округа на 120 524,9 тыс. руб., или 5,9 %.По сравнению с бюджетом 2018 года налоговые доходы увеличатся на 108 512,0 тыс. руб., или 19,5 %, неналоговые доходы уменьшатся на 21 083,0 тыс. руб., или 23,5 %, безвозмездные поступления увеличатся на 33 095,9 тыс. руб., или 2,4 %.
Доходная часть бюджета сформирована, в основном, за счет безвозмездных поступлений и налоговых доходов, на долю которых приходится 66,0 % и 30,8 % соответственно. Неналоговые доходы составили всего 3,2 % всех планируемых доходов бюджета.
Налог на доходы физических лицв бюджете городского округа является основным источником доходов и занимает наибольший удельный вес в структуре собственных доходов – 16,5 %, прогнозируется в сумме 355 295,0 тыс. руб.,по сравнению с бюджетом 2018 года больше на 11 795,0 тыс. руб. или 3,4 %.
На 2019 год в соответствии со статьей 61.2 БК РФ норматив отчислений в бюджет городского округа составляет 15 %, в соответствии с Законом Свердловской области от 26.12.2011 г. № 128-ОЗ «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет» (с изменениями от 09.12.2016 г. № 120-ОЗ), единый норматив отчислений в местный бюджет составляет 1 %. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджет Сысертского городского округа от налога на доходы физических лиц на 2019 год и составляют 19,0 % (в 2018 году дополнительный норматив отчислений составлял 20,0 %).
Поступление доходов от уплаты акцизов в 2019 году предусмотрено в сумме 59 055,0 тыс. рублей. Произошло изменение в сторону увеличения с 0,23380 до 0,48151 на 2019 год дифференцированного норматива отчислений в бюджет городского округа от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ.
Поступлениеналога на совокупный доходв 2019 году предусмотрено в сумме 63 305,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2018 года больше на 27 173,0 тыс. руб., или 75,2 %.
В проекте о бюджете на 2019 год прогноз поступлений налога на имуществофизических лиц составил 24 384,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2018 года меньше на 3 816,0 тыс. руб., или 13,5 %.
Поступлениеземельногоналога в 2019 году предусмотрено в сумме 152098,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2018 года больше на 37 065,0 тыс. руб., или 32,2 %. Федеральным закономот 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен мораторий на период с 2017 по 2020 год на изменение кадастровой стоимости земельных участков.
Поступление госпошлины в проекте бюджета на 2019 год предусмотрено 11 383,0 тыс. руб., по сравнению с бюджетом 2018 года больше на 1 702,0 тыс. руб., или 17,6 %.
Неналоговые доходы предусмотрены к поступлению в сумме 68 515,0 тыс. руб.,по сравнению с бюджетом 2018 года меньше на 21 083,0 тыс. руб. или 23,5 %.
Основным источником формирования неналоговых доходов являются:
- поступления арендной платы за земельные участки в сумме 20 646,0 тыс. руб.;
- доходы от сдачи в аренду имущества в сумме 15 770,0 тыс. руб.;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 21 212,0 тыс. руб., в том числе доходы от продажи муниципального имущества 210,0 тыс. рублей.
Безвозмездные перечисленияпроектом бюджета предусмотрены в сумме 1 427 745,3 тыс. руб., в том числе:
- дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 99 610,0 тыс. руб.;
- субсидии бюджетам городских округов 499 718,7 тыс. руб.;
- субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 828 416,6 тыс. руб., в том числе:
- субвенции бюджетам городских округов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 11 653,0 тыс. руб.;
- субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации 124 343,3 тыс. руб.;
- субвенции бюджетам городских округов на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации 17,3 тыс. руб.;
- субвенции бюджетам городских округов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 18 887,0 тыс. руб.;
- прочие субвенции бюджетам городских округов 673 516,0 тыс. рублей.
2.3. В приложении 4 к проекту бюджета предлагается утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Сысертского городского округа, что соответствует пункту 2 статьи 20 БК РФ.
3. Расходы бюджета городского округа
3.1. Формирование расходов бюджета городского округа на 2019 год осуществлялось с учетом следующих коэффициентов индексации:
- фондов оплаты труда отдельных категорий работников учреждений образования, культуры и архивной деятельности с 1 января 2019 года – 1,05;
- фондов оплаты труда работников органов местного самоуправления в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с 1 октября 2019 года - 1,043;
- фондов оплаты труда работников дошкольных и общеобразовательных организаций (за исключением педагогических, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, перечень которых устанавливается Министерством общего и профессионального образования Свердловской области), работников организаций дополнительного образования детей (за исключением педагогических), работников прочих организаций образования и культуры, работников медицинских организаций (за исключением отдельных категорий медицинских работников, оплата труда которых регулируется Указом Президента Российской Федерации 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской федерации до 2024 года»), работников организаций физической культуры и спорта и работников единых дежурно-диспетчерских служб в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с 1 октября 2019 года - 1,043;
- цен на иные товары и услуги на 2019 год - 1,043.
Объем расходов бюджета Сысертского городского округа рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.09.2018 № 597-ПП «Об утверждении методик, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021» и Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 05.10.2018 года № 1473 «Об утверждении Методики прогнозирования налоговых и неналоговых доходов и оценки расходных полномочий Сысертского городского округа по вопросам местного значения для формирования проекта бюджета Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» с учетом коэффициента установленного Министерством финансов Свердловской области исходя из прогноза доходов консолидированного бюджета Свердловской области в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2019–2021 годов – 0,85.
3.2. Объем расходов, предлагаемый к утверждению в Проекте бюджета, на 2019 год составит 2 157 080,3 тыс. руб., или 100,6 % к текущему финансовому году.
Структура и динамика расходов бюджета Сысертского городского округа в 2017 - 2019 годах приведена в таблице 5:
Таблица 5
(тыс. руб.)
Наименование
раздела
|
Бюджет на 2017 год утвержденный решением Думы СГО от 22.12.2016 г.
№ 577 (с изм. от 21.12.2017 г. № 31)
|
Бюджет на 2018 год утвержденный решением Думы СГО от 21.12.2017 г.
№ 32 (с изм. от 04.09.2018 г. № 91)
|
Проект бюджета на 2019 год
|
Тыс. руб.
|
%
|
Тыс. руб.
|
%
|
Тыс. руб.
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Общегосударственные вопросы
|
119 703,5
|
6,5
|
136 546,2
|
6,4
|
133 459,1
|
6,2
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
|
7 933,6
|
0,4
|
10 905,0
|
0,5
|
11 486,0
|
0,5
|
Национальная экономика
|
110 268,1
|
6,0
|
178 879,4
|
8,4
|
214 928,3
|
10,0
|
Жилищно - коммунальное хозяйство
|
137 875,9
|
7,4
|
206 267,5
|
9,6
|
80 193,0
|
3,7
|
Охрана окружающей среды
|
620,0
|
0,0
|
3 100,0
|
0,1
|
8 000,0
|
0,4
|
Образование
|
1 114 568,3
|
60,2
|
1 233 763,0
|
57,5
|
1 305 721,9
|
60,6
|
Культура, кинематография
|
164 273,3
|
8,9
|
172 135,9
|
8,0
|
194 722,0
|
9,0
|
Социальная политика
|
175 439,7
|
9,5
|
177 468,4
|
8,4
|
165 570,0
|
7,7
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Физическая культура и спорт
|
19 146,0
|
1,0
|
22 273,2
|
1,0
|
39 740,0
|
1,8
|
Средства массовой информации
|
1 847,6
|
0,1
|
2 549,7
|
0,1
|
3 160,0
|
0,1
|
Обслуживание государственного долга и муниципального долга
|
215,9
|
0,0
|
100,0
|
0,0
|
100,0
|
0,0
|
ИТОГО
|
1 851 891,9
|
100,0
|
2 143 988,3
|
100,0
|
2 157 080,3
|
100,0
|
В структуре общего объема расходов бюджета городского округа на 2019 год наибольший удельный вес занимают расходы по разделам образование, культура, социальная политика и физическая культура и спорт, объем которых в совокупности составит в расходах 2019 года – 79,1 % (1 705 753,9 тыс. руб.), 2018 года – 74,9% (1 605 640,5 тыс. руб.), 2017 года – 79,6 % (1 473 427,3 тыс. руб.), что подтверждает социальную направленность расходов местного бюджета.
3.3. В разрезе главных распорядителей бюджетных средств данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Главный распорядитель бюджетных средств
|
Бюджет на 2018 год утвержденный решением Думы СГО от 21.12.2017 г.
№ 32 (с изм. от 04.09.2018 г. № 91)
|
Проект решения на 2019 год в тыс. руб.
|
Отклонения
|
в тыс. руб.
|
в %
|
Администрация городского округа
|
717 840,3
|
627 611,4
|
-90 228,9
|
-12,6
|
Управление образования
|
1 169 611,3
|
1 267 906,9
|
98 295,6
|
8,4
|
Управление культуры
|
227 607,8
|
233 320,0
|
5 712,2
|
2,5
|
Дума городского округа
|
3 619,0
|
3 600,0
|
-19,0
|
-0,5
|
Контрольный орган
|
3 245,0
|
3 524,0
|
279,0
|
8,6
|
Финансовое управление
|
22 064,9
|
21 118,0
|
-946,9
|
-4,3
|
Итого расходов
|
2 143 988,3
|
2 157 080,3
|
13 092,0
|
0,0
|
3.4. В соответствии со статьёй 172 БК РФ Проект решения сформирован в программной структуре расходов на основе двадцати муниципальных программ. Объём бюджетных ассигнований, направленных на исполнение программ в 2019 году составит 1 942 011,9 тыс. руб., в 2020 году – 1 927 938,1 тыс. руб., в 2021 году – 2 001 858,3 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 184.2. БК РФ одновременно с проектом бюджета к экспертизе представлены паспорта утвержденных муниципальных программ.
Общий объем бюджетных ассигнований, определенных паспортными значениями на 2019 год составили 868 255,53 тыс. рублей. Таким образом, в соответствии со статьей 179 БК РФ муниципальные программы в части объема финансирования будут подлежать корректировке в соответствии с Решением о бюджете в сторону увеличения на 1 073 756,27 тыс. рублей.
Доля программных расходов в общем объеме расходов бюджета составила 90,0% в 2019 году, 89,4% в 2020 году, 92,8% в 2021 году.
Таким образом, программная часть расходов стабильна и сопоставима с уровнем 2017 года (94,1 %) и 2018 года (93,8%).
Для достижения поставленных целей и ожидаемых результатов все муниципальные программы сформированы на долгосрочную перспективу – до 2021 года. В 2018 году утверждена новая муниципальная программа «Обучение плаванию детей и подростков Сысертского городского округа на 2019 – 2023 годы» (новые программы на 2018 год не утверждались).
3.5. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 179 БК РФ[6] и абзацем 3 пункта 2 статьи 47 Положения о бюджетном процессе[7], пунктом 20 Порядка разработки и реализации программ, муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
4. Дефицит местного бюджета
4.1. Проектом предусмотрено формирование местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов с учетом частичного погашения ранее полученных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации за счет доходных источников: в 2019 году в объеме 4 700,0 тыс. руб., в 2020 году в объеме 7 700,0 тыс. руб. и в 2021 году – 15 400,0 тыс. рублей.
Состав источников финансирования дефицита соответствует статье 96 БК РФ и включает в себя кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации.
В соответствии с приложением 17 к проекту бюджета, главным администратором источника финансирования дефицита бюджета является - Финансовое управление Администрации Сысертского городского округа.
Динамика и структура источников внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2017 – 2021 годах приведена в таблице 7.
Таблица 7
(тыс. руб.)
Виды источников
|
Первоначально утвержденный бюджет на 2017 год (решение от 22.12.2016№ 577)
|
Первоначально утвержденный бюджет на 2018 (решение от 21.12.2017 № 32)
|
Проект бюджета на 2019 год
|
Проект бюджета на 2020 год
|
Проект бюджета на 2021 год
|
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета
|
-15 700,0
|
-20 000,0
|
-4 700,0
|
-7 700,0
|
-15 400,0
|
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*
|
-15 700,0
|
-20 000,0
|
-4 700,0
|
-7 700,0
|
-15 400,0
|
Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации
|
35 600,0
|
51 400,0
|
36 800,0
|
33 700,0
|
26 000,0
|
Погашение бюджетами городских округов кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в валюте Российской Федерации
|
-51 300,0
|
-71 400,0
|
-41 500,0
|
-41 400,0
|
-41 400,0
|
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета**
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Увеличение прочих остатков денежных средств бюджетов городских округов
|
-1 720 448,2
|
-1 891 378,6
|
-2 198 580,3
|
-2 029 308,5
|
-2 133 559,6
|
Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджетов городских округов
|
1 720 448,2
|
1 891 378,6
|
2 198 580,3
|
2 029 308,5
|
2 133 559,6
|
*- с минусом отражается погашение долговых обязательств, с плюсом получение заемных денежных средств.
**- с минусом отражается увеличение остатков, с плюсом уменьшение остатков.
4.2. Проектом решения (Программой муниципальных внутренних заимствований Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) предусмотрены муниципальные внутренние заимствования (бюджетные кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в 2019 году на сумму 36 800,0 тыс. руб., в 2020 году – 33 700,0 тыс. руб., в 2021 году – 26 000,0 тыс. рублей. Также предусмотрен объем средств, направляемых на погашение основной суммы долга по бюджетным кредитам в 2019 году в сумме 41 500,0 тыс. руб., в 2020 году – 41 400,0 тыс. руб., в 2021 году – 41 400,0 тыс. рублей.
Запланированный объем заимствований не превысил установленное статьей 106 БК РФ ограничение: не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования.
Программа муниципальных внутренних заимствований на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годы не предусматривает предоставление муниципальных гарантий, в связи со значительным уровнем долговой нагрузки на бюджет городского округа.
Виды и суммы заимствований соответствуют видам и суммам источников финансирования дефицита местного бюджета.
5. Муниципальный долг
5.1. Проект местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 года сформирован с учетом частичного погашения ранее полученных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации за счет доходных источников: в 2019 году в объеме 41 500,0 тыс. руб., в 2020 году в объеме 41 400,0 тыс. руб. и в 2021 году – 41 400,0 тыс. рублей.
Пунктом 1.5. проекта решения предлагается установить предельный объем муниципального долга Сысертского городского округа в размере 100 000,0 тыс. руб. на 2019 год, 90 000,0 тыс. руб. на 2020 год, 80 000,0 тыс. руб. на 2021 год.
Предлагаемый к установлению предельный объем муниципального долга на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не превышает установленного пунктом 3 статьи 107 БК РФ ограничение: предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Так, предельный объем муниципального долга на 2019 год составил 18,8 % утвержденного общего годового объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, на 2020 год – 16,5 %, на 2021 год – 14,4 %.
5.2. Пунктом 1.6. проекта решения предлагается установить верхний предел муниципального долга Сысертского городского округа, в том числе на 1 января 2020 года в размере 100 000,0 тыс. руб., на 1 января 2021 года - 90 000,0 тыс. руб., на 1 января 2022 года - 80 000,0 тыс. руб., что соответственно составляет 18,8 % от утвержденного общего годового объем доходов местного бюджета на 2019 год без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, 16,5 % - на 2020 год, 14,4 % - на 2021 год.
Значения верхнего предела муниципального долга не превышают значений предельных объемов муниципального долга Сысертского городского округа.
5.3. Пунктом 1.6. проекта решения так же предлагается утвердить объем расходов на обслуживание муниципального долга Сысертского городского округа в размере по 100,0 тыс. руб. на 2019-2021 годы.
Предлагаемый к утверждению объем расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не превышает установленное статьей 111 БК РФ ограничение: не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так, объем расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга на 2019 - 2021 годы составил 0,02%.
6. Выводы и предложения
6.1. С учетом вышеизложенного, замечания экономического и правового характера к проекту решения отсутствуют.
6.2. Контрольный орган предлагает Думе городского округа рассмотреть и принять (утвердить) представленный проект решения «О бюджете Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Председатель Контрольного органа
Сысертского городского округа С.Л. Банникова
[1] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 20.01.2012 г. № 95 «Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Сысертского городского округа».
[2] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 12.05.2017 г. № 1213 «Об утверждении Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на период до 2023 года».
[3] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 11.05.2017 г. № 1210 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Сысертского городского округа на долгосрочный период».
[4] Проект постановления Администрации Сысертского городского округа «О внесении изменений в Бюджетный прогноз Сысертского городского округа на период до 2023 года, утвержденный постановлением Администрации Сысертского городского округа от 12.05.2017 г. № 12133».
[5] Постановление Администрации Сысертского городского округа от 05.10.2018 г. № 1473 «Об утверждении Методики прогнозирования налоговых и неналоговых доходов и оценки расходных полномочий Сысертского городского округа по вопросам местного значения для формирования проекта бюджета Сысертского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
[6] Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
[7] Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете Сысертского городского округа не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.