КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН
СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«22» октября 2019 г. № 40
Заключение
на проект решения Думы Сысертского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции»
Заключение подготовлено Контрольным органом Сысертского городского округа на основании пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 8.1. Положения о Контрольном органе Сысертского городского округа, утвержденном решением Думы Сысертского городского округа от 29.09.2011 г. № 427 (с изменениями), статьи 31 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе, утвержденном решением Думы Сысертского городского округа от 27.04.2017 г. № 598 (с изменениями).
Цель экспертизы: соответствие вносимых изменений в установление земельного налога на территории Сысертского городского округа действующему законодательству Российской Федерации.
Рассмотрев проект решения Думы Сысертского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (далее - проект решения) Контрольным органом Сысертского городского округа (далее – Контрольный орган) установлено:
Проект решения поступил в Контрольный орган 16.10.2019 г. на 2 листах с пояснительной запиской.
При разработке проекта решения разработчик руководствовался Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации (частью второй), Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Сысертского городского округа, принятым решением Сысертского районного Совета от 16 июня 2005г. № 81 (с изменениями).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
Ст. 394 Налогового кодекса РФ
|
Проект решения
|
1) 03 процента в отношении земельных участков:
|
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
|
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
|
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
|
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
|
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
|
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
|
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
|
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
|
2) 1,5 процента в отношении:
|
прочих земельных участков
|
в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям, предназначенным для сельскохозяйственного использования, не используемых по целевому назначению
|
|
прочих земельных участков
|
Согласно пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Проектом решения в соответствии со статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается для налогоплательщиков-организаций отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий кварта календарного года.
Срок оплаты определяется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Авансовые платежи по налогу налогоплательщиками-организациями устанавливаются в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, что не противоречит пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации[1].
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Освобождённые от уплаты налога и планируемые в проекте решения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции»
|
Проект решения
|
1) муниципальные образовательные организации, учреждения здравоохранения, культуры, социального обслуживания, учредителем которых являются органы местного самоуправления Сысертского городского округа;
|
1) муниципальные автономные, бюджетные и казенные учреждения Сысертского городского округа;
|
2) органы местного самоуправления за земельные участки, используемые для осуществления их деятельности;
|
2) органы местного самоуправления за земельные участки, используемые для осуществления их деятельности;
|
3) организации-резиденты особой экономической зоны, созданные на территории Сысертского городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, в течение десяти последовательных налоговых периодов, считая с даты государственной регистрации прав организации-резидента на земельный участок.
|
3) организации-резиденты особой экономической зоны, созданные на территории Сысертского городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, в течение десяти последовательных налоговых периодов, считая с даты государственной регистрации прав организации-резидента на земельный участок.
|
|
4) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон, расположенные на территории особой экономической зоны, в течение десяти последовательных налоговых периодов, начиная с даты государственной регистрации права на каждый земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны.
|
Как видно из таблицы, пункт 4 «Освобождаются от уплаты налога» решения Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (с изменениями) предлагается дополнить подпунктом 4.
Данный подпункт рекомендован Инвестиционным Советом при Губернаторе Свердловской области 10 октября 2018 года (протокол от 01.11.2018 г. № 16). А именно: рекомендовать органам местного самоуправления Сысертского городского округа и муниципального образования «город Екатеринбург» принять нормативные правовые акты, предусматривающие освобождение организаций – резидентов ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» и организаций, признаваемых управляющими компаниями ОАО «ОЭЗ «Титановая долина», от уплаты земельного налога в течении десяти последовательных налоговых периодов, считая с даты государственной регистрации прав на земельный участок.
Следует отметить, что в пояснительной записке не представлено экономическое обоснование (экономические последствия) при добавлении льготной категории налогоплательщиков, в связи с чем отсутствует возможность провести финансово-экономическую экспертизу применения налоговых льгот (недополучения доходов).
Пунктом 5 решения Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (с изменениями) установлены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Пунктом 5.3. освобождаются от уплаты налога инвалиды с детства, что не соответствует подпункту 3 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, где льгота установлена не только инвалидам с детства, но и детям-инвалидам.
Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а могут устанавливать дополнительные налоговые льготы.
Так же Контрольный орган представляет таблицу 2, где в сравнении указан пункт, устанавливающий налоговую льготу.
Таблица 2
Решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции»
|
Пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации
|
Освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные (приобретенные) для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, для размещения жилых домов индивидуальной жилой застройки, садоводства и огородничества, следующие категории граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания на территории Сысертского городского округа:
|
Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:
|
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 и с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Анализ поступления земельного налога за период с 2015 года по настоящее время представлен в таблице 3.
Таблица 3
(тыс. руб.)
Наименование
доходов
|
Факт 2015 год
|
Факт 2016 год
|
Факт 2017 год
|
Факт 2018 год
|
План 2019 год
|
Факт 9 мес. 2019 года[2]
|
Земельный налог
|
113 756,3
|
125 230,2
|
134 877,0
|
128 981,6
|
152 098,0
|
78 740,0
|
Из представленной таблицы видно, что в целом наблюдается рост налоговых поступлений от земельного налога. Ожидаемое поступление в 2019 году планируется с темпом роста по сравнению с 2015 годом на 133,7% при налоговой ставке земельного налога, утвержденной решением Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (с изменениями).
Председатель Контрольного органа
Сысертского городского округа С.Л.Банникова
[1] 1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 № 347-ФЗ, от 29.11.2014 № 379-ФЗ)
[2] Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.