КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН

СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«22» октября 2019 г.                                                                                      № 40

        

Заключение

на проект решения Думы Сысертского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции»

Заключение подготовлено Контрольным органом Сысертского городского округа на основании пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 8.1. Положения о Контрольном органе Сысертского городского округа, утвержденном решением Думы Сысертского городского округа от 29.09.2011 г. № 427 (с изменениями), статьи 31 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Сысертском городском округе, утвержденном решением Думы Сысертского городского округа от 27.04.2017 г. № 598 (с изменениями).

Цель экспертизы: соответствие вносимых изменений в установление земельного налога на территории Сысертского городского округа действующему законодательству Российской Федерации.

Рассмотрев проект решения Думы Сысертского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (далее - проект решения) Контрольным органом Сысертского городского округа (далее – Контрольный орган) установлено:

Проект решения поступил в Контрольный орган 16.10.2019 г. на 2 листах с пояснительной запиской.

При разработке проекта решения разработчик руководствовался Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации (частью второй), Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Сысертского городского округа, принятым решением Сысертского районного Совета от 16 июня 2005г. № 81 (с изменениями).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

Ст. 394 Налогового кодекса РФ

Проект решения

1) 03 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2) 1,5 процента в отношении:

прочих земельных участков

в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям, предназначенным для сельскохозяйственного использования, не используемых по целевому назначению

 

прочих земельных участков

Согласно пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Проектом решения в соответствии со статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается для налогоплательщиков-организаций отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий кварта календарного года.

Срок оплаты определяется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Авансовые платежи по налогу налогоплательщиками-организациями устанавливаются в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, что не противоречит пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации[1].

В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

         Освобождённые от уплаты налога и планируемые в проекте решения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции»

Проект решения

1) муниципальные образовательные организации, учреждения здравоохранения, культуры, социального обслуживания, учредителем которых являются органы местного самоуправления Сысертского городского округа;

1) муниципальные автономные, бюджетные и казенные учреждения Сысертского городского округа;

2) органы местного самоуправления за земельные участки, используемые для осуществления их деятельности;

2) органы местного самоуправления за земельные участки, используемые для осуществления их деятельности;

3) организации-резиденты особой экономической зоны, созданные на территории Сысертского городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, в течение десяти последовательных налоговых периодов, считая с даты государственной регистрации прав организации-резидента на земельный участок.

3) организации-резиденты особой экономической зоны, созданные на территории Сысертского городского округа, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, в течение десяти последовательных налоговых периодов, считая с даты государственной регистрации прав организации-резидента на земельный участок.

 

4) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон, расположенные на территории особой экономической зоны, в течение десяти последовательных налоговых периодов, начиная с даты государственной регистрации права на каждый земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны.

         Как видно из таблицы, пункт 4 «Освобождаются от уплаты налога» решения Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (с изменениями) предлагается дополнить подпунктом 4.

         Данный подпункт рекомендован Инвестиционным Советом при Губернаторе Свердловской области 10 октября 2018 года (протокол от 01.11.2018 г. № 16). А именно: рекомендовать органам местного самоуправления Сысертского городского округа и муниципального образования «город Екатеринбург» принять нормативные правовые акты, предусматривающие освобождение организаций – резидентов ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» и организаций, признаваемых управляющими компаниями ОАО «ОЭЗ «Титановая долина», от уплаты земельного налога в течении десяти последовательных налоговых периодов, считая с даты государственной регистрации прав на земельный участок.

Следует отметить, что в пояснительной записке не представлено экономическое обоснование (экономические последствия) при добавлении льготной категории налогоплательщиков, в связи с чем отсутствует возможность провести финансово-экономическую экспертизу применения налоговых льгот (недополучения доходов).

Пунктом 5 решения Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (с изменениями) установлены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Пунктом 5.3. освобождаются от уплаты налога инвалиды с детства, что не соответствует подпункту 3 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, где льгота установлена не только инвалидам с детства, но и детям-инвалидам.

Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а могут устанавливать дополнительные налоговые льготы.

Так же Контрольный орган представляет таблицу 2, где в сравнении указан пункт, устанавливающий налоговую льготу.

Таблица 2

Решение Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции»

Пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации

Освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные (приобретенные) для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, для размещения жилых домов индивидуальной жилой застройки, садоводства и огородничества, следующие категории граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания на территории Сысертского городского округа:

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 и с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Анализ поступления земельного налога за период с 2015 года по настоящее время представлен в таблице 3.

Таблица 3

                                                                                                 (тыс. руб.)

Наименование

доходов

Факт 2015 год

Факт 2016 год

Факт 2017 год

Факт 2018 год

План 2019 год

Факт 9 мес. 2019 года[2]

Земельный налог

113 756,3

125 230,2

134 877,0

128 981,6

152 098,0

78 740,0

         Из представленной таблицы видно, что в целом наблюдается рост налоговых поступлений от земельного налога. Ожидаемое поступление в 2019 году планируется с темпом роста по сравнению с 2015 годом на 133,7% при налоговой ставке земельного налога, утвержденной решением Думы Сысертского городского округа от 31.03.2016 № 522 «Об установлении земельного налога на территории Сысертского городского округа в новой редакции» (с изменениями).

Председатель Контрольного органа                                 

Сысертского городского округа                                                   С.Л.Банникова

 


[1] 1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 № 347-ФЗ, от 29.11.2014 № 379-ФЗ)

[2] Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.